Конкурс: Иероним Босх — «Страшный суд»

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 


Уважаемые  гости сайта и участники конкурса, 
сегодня 15 октября  в 20.00

начинается прием работ на конкурс:
Иероним Босх — «Страшный суд».  
 
ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ ГОСТЕЙ САЙТА И АВТОРОВ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В НАШЕМ КОНКУРСЕ, КОТОРЫЙ СОСТОИТСЯ С 15 ПО 23 октября 2018 ГОДА. 
 
НАЧАЛО — 15.10.2018 В 20.00.
ОКОНЧАНИЕ — 23.10.2018 В 20.00.
ГОЛОСОВАНИЕ — с 20.00 19.10.  до 20.00 23.10.
Прием работ будет осуществляться с 20.00. 15.10. до 20.00  19.10. 

 
ТЗ: тема стиха целиком и полностью должна соответствовать картине художника, или ее отдельным, или выбранным вами фрагментам. Соблюдаем правила силаботонического стихосложения.
 

 

*********************************************************
 
Павел Антокольский

ИЕРОНИМ БОСХ 


Я завещаю правнукам записки,
Где высказана будет без опаски
Вся правда об Иерониме Босхе.
Художник этот в давние года
Не бедствовал, был весел, благодушен,
Хотя и знал, что может быть повешен
На площади, перед любой из башен,
В знак приближенья Страшного суда.

Однажды Босх привел меня в харчевню.
Едва мерцала толстая свеча в ней.
Горластые гуляли палачи в ней,
Бесстыжим похваляясь ремеслом.
Босх подмигнул мне: «Мы явились, дескать,
Не чаркой стукнуть, не служанку тискать,
А на доске грунтованной на плоскость
Всех расселить в засол или на слом».

Он сел в углу, прищурился и начал:
Носы приплюснул, уши увеличил,
Перекалечил каждого и скрючил,
Их низость обозначил навсегда.
А пир в харчевне был меж тем в разгаре.
Мерзавцы, хохоча и балагуря,
Не знали, что сулит им срам и горе
Сей живописи Страшного суда.

Не догадалась дьяволова паства,
Что честное, веселое искусство
Карает воровство, казнит убийство.
Так это дело было начато.
Мы вышли из харчевни рано утром.
Над городом, озлобленным и хитрым,
Шли только тучи, согнанные ветром,
И загибались медленно в ничто.

Проснулись торгаши, монахи, судьи.
На улице калякали соседи.
А чертенята спереди и сзади
Вели себя меж них как Господа.
Так, нагло раскорячась и не прячась,
На смену людям вылезала нечисть
И возвещала горькую им участь,
Сулила близость Страшного суда.

Художник знал, что Страшный суд напишет,
Пред общим разрушеньем не опешит,
Он чувствовал, что время перепашет
Все кладбища и пепелища все.
Он вглядывался в шабаш беспримерный
На черных рынках пошлости всемирной.
Над Рейном, и над Темзой, и над Марной
Он видел смерть во всей ее красе.

Я замечал в сочельник и на пасху,
Как у картин Иеронима Босха
Толпились люди, подходили близко
И в страхе разбегались кто куда,
Сбегались вновь, искали с ближним сходство,
Кричали: «Прочь! Бесстыдство! Святотатство!»
Во избежанье Страшного суда.

 
**********************************************************
 

 
УСЛОВИЯ: 
 
1. Пишем специально для конкурса. Работа должна быть объёмом не менее четырёх катренов. Произведения не должны быть опубликованными ранее, а также до 20.00 часов 23.10.2018 на других ресурсах; 
 
2. Ненормативная лексика запрещена; 
 
3. Авторство работ остается неразглашаемым; 
 
4. Запрещается организация рассылок, касающихся конкурса со ссылками, названиями стихов, авторов, призывами к голосованиюза стихи и распространение рекламных баннеров о голосовании за тот или иной стих; 
 
5. В комментариях к конкурсу ЗАПРЕЩЕНО: 
 
— оскорбление пользователей сайта, недружелюбные высказывания в отношении голосующих и авторов, а также кураторов и модераторов; — применение ненормативной лексики;
 
— провокация конлифктов и ссор. 
 
6. Приветствуется обсуждение авторских работ, разбор полетов, всякого рода подсказки и критические замечания со стороны старших и более опытных коллег и спецов, разбирающихся в поэзии по высшему пилотажу, вплоть до окончания голосования. Надеемся, что это окажет ощутимую пользу авторам-участникам конкурса. 
 
УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ КОНКУРСА! ТЕМА ВЕСЬМА ИНТЕРЕСНА! 
 
Жду от ВАС настоящих шедевров!!! Пишем грамотно, соблюдаем правила правописания  русского языка.
 
УДАЧИ И ПОБЕДЫ В КОНКУРСЕ!
 

 


Предлагаемые фрагменты триптиха.







 
 

Ерун ван Акен родился около 1450 года в Херотогенбосе (Брабанд). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописью и ремеслом — художниками были дед Босха   и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима,  Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.

 

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции  Северный Брабанд в Нидерландах. Первое упоминание Босха в архивных документах относится к 1474 году, где он именуется «Jheronimus».


 
Триптих Иеронима Босха «Страшный суд» хранится в Академии изобразительных искусств города Вена. 

Рубеж XV-XVI вв. в Европе окрашен апокалиптическими настроениями. Охваченные ощущением наступающего окончания времён, люди конца Средневековья жили в ожидании конца света и Страшного суда — неминуемой расплаты за грешную жизнь. Известно, что в 1504-м году герцог Бургундский Филипп I Красивый заказал алтарный триптих на тему Страшного суда художнику из города Хертогенбос – «Иерониму ван Акену, по прозвищу Босх». Так впервые в документах возникает псевдоним «Босх». Заказанный триптих внушительных размеров (274 на 335 см) не сохранился. Некоторые исследователи предполагают, что венский «Страшный суд» – уменьшенная авторская копия того триптиха, который был сделан для Филиппа Красивого.

Внешние створки

На внешних створках  изображены святые Иаков и Бавон, написанные в технике гризайли – в различных оттенках серого. 

Святой Иаков с посохом, на котором закреплены его плащ и шляпа, странствует на фоне подробно выписанного пейзажа. Иаков ассоциируется со странничеством – именно его образу жизни подражали многие паломники в Средние века.  С внешних створок триптиха «Воз сена», Иакова окружают опасности. И всё же он остаётся цел и невредим благодаря своей вере.

Святой Бавон считался покровителем города Гент. В дверном проёме справа от него открывается вид на фламандский город. Бавона окружают больные и нищие, которым он раздаёт милостыню. 

Загадочной остаётся слабая сочетаемость внешних створок: почему на одной из них фоном выступает пейзаж, а на другой – интерьер? Почему створка со святым Бавоном закомпонована так, будто должна была служить не правой, а левой створкой – на это указывает форма арки? Убедительного ответа нет.

Под каждой створкой располагается орнаментальная рамка с формой для герба. Он мог бы подсказать зрителям, по чьему заказу Босх выполнил этот триптих. Но, к сожалению, место остаётся пустым – на гербах ничего не написано. По мнению некоторых историков, это могло означать, что заказчик скончался еще до того, как работа была закончена.

Левая створка. Райский сад (Эдем)

Как и в большинстве других триптихов Босха, левая створка отдана под изображение райского сада. Она куда менее «многонаселённая», чем центральная и правая панели, и, в сравнении с ними, представляется довольно безыскусной. Это дало основание некоторым исследователям говорить, что Эдем художник пишет вполне равнодушно – то ли дело грешная земная жизнь и в особенности ад, здесь изощрённому воображению Босха есть где развернуться!

Перемещая взгляд снизу вверх, мы видим на левой панели всего несколько персонажных групп. Внизу Бог держит за руку коленопреклонённую Еву. То, что Адам безучастно возлежит рядом, указывает на то, что он недавно пережил «операцию» по изъятию ребра, следовательно, перед нами сцена сотворения первой женщины. 

Босх придерживается средневекового принципа симультанности – одновременного сосуществования в одном пространстве событий, разделённых во времени. Поэтому чуть выше можно видеть Адама и Еву у Древа познания добра и зла. Змей, протягивающий первым людям плод прямо из густой яблоневой кроны, имеет антропоморфный облик, что тоже характерно для средневекового искусства, где змей нередко к тому же наделялся женскими чертами.

Еще выше разгневанный Ангел с мечом изгоняет грешников из Эдема, но в самом верху левой створки не поздоровилось и ангелам. Бог-Отец в сиянии света восседает на облаках, а мятежные ангелы низвергаются с неба на землю, успевшую вскорости после акта Творения превратиться из райского места в обитель греха, и в процессе падения превращаются в насекомых. 

Все немногочисленные события створки «Райский сад» могут показаться исполненными Босхом вполне «дежурно» и без специфических «изюминок», но они необходимы художнику в качестве предыстории. Собираясь подробнейшим образом рассказывать в двух соседних створках о том, сколь разнообразны человеческие прегрешения и следующие за ними наказания, Босх вынужден сказать несколько слов о первоисточнике такого положения дел – ветхозаветной истории грехопадения первых людей и апокрифического рассказа о низвержении ангелов. После изгнания Адама и Евы из Эдема людской род узнаёт, что такое искушение, грех и смерть. Воздаяние за грехи – это тема, волновавшая Босха больше, чем кого бы то ни было из его современников.

Центральная панель. Страшный суд

Вспомним, как было принято изображать Страшный суд до Босха? Местом действия должны были быть небеса; в центре композиции – восседающий на троне Христос в окружении трубящих ангелов, пришедший судить мир и отделить «овец от козлищ», грешных от праведных.  Страшный суд именно так и выглядит – вполне традиционно. 

Но в триптихе «Страшный суд» зритель сталкивается со смелым новаторством Босха: небесам здесь отдана всего лишь верхняя четверть панели, а остальное пространство посвящено детальному изображению земного мира и человеческих грехов, мучений и преступлений, кошмарному видению агонии человечества, гибнущего во вселенском катаклизме.

Широкая темная панорама, усеянная человеческими фигурками, – это, по-видимому, Иосафатова долина, именно там, согласно Книге пророка Иоиля, будет происходить последний суд над людьми. На заднем плане видны отблески пожаров – это пылают стены земного Иерусалима. 

Центральная панель показывает глубокий пессимизм Босха: земной мир ни по характеру происходящего, ни по колориту практически неотличим от ада на правой створке, а горстка спасённых у трона Христа ничтожно мала в сравнении с числом тех, кто обречён на вечные муки.

Согласно Библии, грешники будут наказаны низвержением во тьму внешнюю, «где будет плач и скрежет зубовный». Но Босх предвидел в адских мучениях гораздо больше конкретики.

У левого края створки мы видим трактир. По его крыше, словно по подиуму, шествует в направлении мужчины на ложе обнажённая женщина, окружённая чудовищами. В её тело впивается насекомое, под руку её держит зелёный дракон, демоны исполняют серенаду на лютне и и роге, выглядящем как продолжение клюва. Музыка для Босха – символ сластолюбия, слабости к наслаждениям; она сопровождает грех сладострастия.
Ниже мы видим, как Босх трактует грех обжорства: демоны насильно удерживают толстяка и льют ему в глотку жидкость из большой бочки, бесперебойно наполняющейся испражнениями дьявола, чей зад выглядывает через решётку окна.Чуть ниже большая рыба поглощает маленькую.

Правее от трактира – фигуры повешенных и варящихся в котлах. Они кипят в жидком металле из расплавленных монет, нажитых нечестным путём. Так Босх изображает грех корыстолюбия.

Демоническая лягушка в красно-белом одеянии жарит на сковородке части человеческого тела. У её ног лежит пара яиц – по-видимому, жаба собирается поужинать омлетом с человечиной. Рядом монстры режут ножами и отпиливают приглянувшиеся им части человеческих тел. 

По всему переднему плану разбросаны обнажённые тела, их режут, ранят, терзают демоны. Но все эти ужасы – еще не сам ад, а только предисловие к нему.

Правая створка. Ад

В нижней трети правой створки изображён Люцифер в своей башне. Он назначает кары за преступления, совершённые людьми. Вверху, на крыше люциферовой башни, изображены те, кто успел осознать свою греховность, они рыдают, вопят и заламывают руки. Позади них – горящий ландшафт Геенны огненной. Это словно пародия на Божий суд с центральной створки с той разницей, что в дьявольском суде нет места милосердию. Босх мог бы повторить вслед за Фомой Кемпийским: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед адом!»

Автор: Анна Вчерашняя

 

Местонахождение: Академия изобразительных искусств. Картинная галерея. Вен

Стиль и техника: Северное

_____________________________________________________
 
https://artchive.ru/artists/65~Ieronim_Boskh/works/401752~Strashnyj_sud
 
 
 

Стихотворения (6)

Конкурс завершён! Спасибо за участие!
Очки: 37 (I-2, II-1, III-2)
Очки: 19 (I-0, II-2, III-1)

Итоги конкурса:


1 место - Павел Мартынов
2 место - Андрей Лымарь
3 место - Chitatel

Комментарии (34)

Загрузка, подождите!
Страница: 1 2 3 4
32
Ответить
Шелест Владимир Анатольевич,  Огромное спасибо за высокую оценку. Ну и за разбор стиха конечно. Почти со всеми замечаниями согласен, вот только в одежде, в той что мама родила> мне кажется все правильно, я уже думал об этом. Если сделать в одежде, той что мама родила> получается, что мама не меня в одежде родила, а одежду родила. Ну а остальное вроде бы исправил. Взглянете, если Вас не затруднит конечно? Ещё раз спасибо.
Последний раз редактировал Андрей Лымарь 23.10.2018 22:46

Андрей Лымарь, на самом деле, я только предложил убрать не звучащую букву«в». Это чуть-чуть улучшает звучание, но неправильное построение фразы остаётся. В той одежде, что мама родила — это само по себе не очень грамотно. Именно одежду мама и родила, получается. В одежде, в которой мама родила. Вот тот оборот в прозаическом исполнении, а вот как его воткнуть в Ваш текст, я не представляю, если честно. 

34
24.10.2018 20:22
куратор
Ответить

Chitatel , в качестве поощрительного приза Вам добавлено 100 баллов, поздравляю))))

Загрузка, подождите!
Страница: 1 2 3 4
Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...