9 из 10 самых безупречных стихов по мнению пользо...
Мастерская / Проза / 
 
Читателей: 29
Инфо

Всем привет, особенно тем, кто в данный момент читает эти строки, ну а тот, кто не читает, не знает, что для него есть привет. Значит сам виноват, останется без привета. В качестве лирического вступления хотел бы уделить внимание самому понятию - Критика.
Если копнуть немного истории, то можно узнать, что слово Критика в древнегреческом языке обозначало “Искусство разбирать“ или “Суждение“ о чём либо. Прошу обратить внимание на фразы в кавычках и буквально на секунду вдуматься в их смысловую нагрузку, там нет слов - наказать, натыкать носом, посмеяться над неудачно вставленным словом. Именно разобрать, разложить по полочкам до мельчайших подробностей, определить суть вещей, выявить закономерности и попытаться понять, почему автор сделал именно так, а не иначе и только когда все известные вам причинно-следственные связи будут испробованы и отброшены, можно предположить “выразить своё суждение“, что автор совершил ошибку.
Скажу честно, искусство стихосложения не стоит на месте, оно постоянно находится в движении, развивается, обрастает новыми терминами, приёмами, исследовательскими и обучающими статьями. Всё это происходит благодаря нам с вами, людям интересующимся поэзией, и пытающимся оставить свой маленький след на ниве стихосложения. Благодаря вам поэзия не стала давно позабытым, изучаемым на страницах исторической и научной литературы, так сказать мёртвым ремеслом. Она жива, а всё живое находится в постоянном движении, изменяется, обретает новые формы...
Правда есть одно, маленькое но... Чем больше изучаешь поэзию, её разновидности, жанры, поджанры стилистику и свойства разных явлений в поэзии, тем чаще начинаешь замечать её присутствие там, где раньше её не должно было быть. Мир статей посвящённых стихосложению настолько многолик и разнообразен, что позволяет обосновать практически любой, криво собранный на скорую руку и записанный в столбик, текст. Скажу больше, по современным канонам, текст уже не обязательно складывать в столбик. Так о чём это я, “Война и мир“? Прекрасное прозаическое стихотворение с лёгким налётом верлибра, но придерживающееся строгой сюжетной линии. Ну ладно, увлёкся. Корабли отходят от причала, а мы возвращаемся на грешную землю.
Перед нами десятка довольно неплохих, а согласно мнению жителей poem4you - лучших произведений нашего с вами ресурса. Скажу честно, многое из того, что представлено на суд зрителей, написано мастером, способности которого превосходят способности того, кто представляет на ваш суд данную статью, но доспехи критика позволяют отбросить в сторону нерешительность и жалкие попытки совести урезонить собственное альтер эго. В общем поехали...

1. Комната (Энсо)
http://poem4you.ru/enso/komnata.html
Скажу честно, прочёл не один, даже не два раза. Но, что характерно, первое прочтение было в пустую, похоже на набор фраз вырванных из разного контекста и собранных в одном месте. Только со второго или третьего прочтения начинаешь очаровываться той, далёкой, чужой, безысходной грустью, пронизывающей строки, перечитывая их снова и снова. Тема изъезженна до банальности, но как красиво и тонко собран пазл.
Теперь взглянем на произведение с другой стороны. Перед нами, несомненно стих, выполненный на 90 процентов перекрёстной рифмой. На этом ритмическая картина, собственно, заканчивается и начинается вольный стих, сочетающий в себе разностоповость, местами ломаный ритм, где рифма является единственным связующим звеном строк.
Немного царапает связка двух глаголов в разном времени:

Плакать – терплю

Грамматически неверно, но компенсируется своей смысловой нагрузкой.
Во время чтения возникает ощущение авторской интонации, что позволяет считать всё вышеперечисленное, авторским приёмом и превращает минусы в плюсы. Подражать авторскому почерку не советую, чтоб не стать жертвой более детального критического разбора.

2. Сто тысяч «не» (Ворон)
http://poem4you.ru/guesswho/Sto-tyisyach-ne.html
Что хочется сказать о данном произведении, это стихотворение-набросок (в энциклопедию можно не заглядывать, мой собственный термин). Смею предположить, что когда автор взял чистый лист бумаги (открыл ворд, вритер, блокнот и т.д.) чёткая сюжетная линия для написания стиха ещё не была сформирована. Не появилась она и после его создания. Судя по первой части, ЛГ по жизни не везёт в личных отношениях, хотя он в этом совершенно не виноват. Далее вырисовывается, что виной в его бедах, могут быть строгие моральные принципы, среди которых есть довольно суровые:
не жалеть...
Не замечать, как просто не иметь
Любовь, как жизнь, любовь ценою в смерть...

Последняя фраза немного смущает. Я вижу её так: “ЛГ не замечает, как можно просто жить без любви, за которую не жалко умереть“. Немного заморочено, правда? Есть принципы, которые могут вызвать у читателя недоумение:
не гаснуть...

Скорее всего, ЛГ не обделён (я тоже заразился отрицательными частицами) толикой мании величия, считая себя звездой. Сомнение вызывает, также образ:
пожар под кромкой льда...

Все эти частицы “не“ преследующие главного героя, оказываются сущей мелочью перед предлогом “ни“. Вот такое интересное произведение представлено, на ваш суд, уважаемый читатель. Обзор сделан в шуточной форме, но в каждой шутке есть доля правды. А вот, что здесь правда, решать вам.
Теперь пройдёмся по физике процесса. Произведение состоит из трёх квинтет, написанных 5-ти стопным ямбом, схема рифмовки aBaaB. Всё чисто и ровно, если не обращать внимания на глагольную рифму
жалеть - иметь
.

3. Цветы. Вино. Затейлив… (Зэев Рыжий Волк)
http://poem4you.ru/zaivg/xxx-TSvetyi--Vino--Zateylivyiy-kulon-.html
Знаком с творчеством автора, точнее с несколькими его произведениями, в том числе и этим, достаточно давно. Конечно, оно не вызывает уже тех чувств, как после первого прочтения, но скажу, что это сбалансированное, ровное, простое (без заумных изысков) и в тоже время с чёткой сюжетной линией, произведение. Каждая часть, как бусина (не бриллианта, но как минимум агата или янтаря) нанизанная в строгой последовательности, на нитку времени.
Перед нами 7 катренов с использованием перекрёстной рифмовки, мужской рифмы, написанные 5-ти стопным ямбом. Автор пользуется в произведении рефреном и элементами амплификации. Больше особо и добавить нечего.

4. Допустим, что (Luna Manakury)
http://poem4you.ru/LunaManakury/Dopustim--chto.html
Не знаю, как вы, а я обожаю такую поэзию, фантазийно-мрачноватую, с терпкими суицидальными нотками и намёком на существование СамиЗнаетеКого. К нему всегда обращаются за поиском глубинного смысла, в любых, самых простых и иногда даже бессмысленных вещах...
Здесь есть что-то СашиБесовское, такое пугающе-красивое. Признаюсь, серьёзно что-нибудь написать подтолкнул меня далеко не Пушкин, а именно Саша Бес. Наверное я нахожу в такой поэзии свои истоки, маленькие ручейки, которые всё реже и реже, но всё ещё наполняют мой разум и заставляют, заставляют... Что-то я увлёкся, теперь по сути. Немного запутанно, я не сразу смог объединить под крышей общего смысла обе части этого произведения. Никогда не считал себя тугодумом (может зря конечно), но о том, где путник собрался устраивать себе привал, на котором можно встретит Самого и задать ему эти самые вопросы, и как это связано с покидающими землю пассажирами, отправившимися в мир иной посредством собственных усилий, и тем самым укротивших время... Я понял только с третьего прочтения. Не очень понятно, зачем рыбак отнимает ноги у русалок... Хотя, если Сам и есть этот рыбак, а путь укрощающий время, чтоб покинуть грешную землю, лежит через полное погружение в другую среду, тогда всё складывается.
Переходим к физике процесса. Форму всего произведения определить не удалось, но с первого взгляда, кажется, что оно состоит из децимы и септета. При более детальном рассмотрении децима раскладывается на два пятистишия (у децимы немного другая форма рифмовки). Схема рифмовки: AbbAbCddCd eFFeeFe. Произведение написано 4-х стопным дактилем с чередованием мужской и женской рифмы (правило альтернанса). Последний стих урезан на половину, как бы подводит черту под произведением.

5. Стих (Lyu Xabir)
http://poem4you.ru/LyuX/malchik--zapomni.html
А был ли мальчик? Напрашивается резонный вопрос.
И кто такой, этот самый замечательный мальчик на свете?
Стесняюсь спросить, что такого этот мальчик делает в полный рост, в то время когда другие делают это с колен?
И почему он должен не слушать то, что слушают эти глухие люди? Я не оговорился, именно слушают глухие люди.
Кто-нибудь, когда-нибудь проверял звукоизоляционные свойства бахил?
Интересно, по ком раздаётся плачь Антарктиды? Самое главное, как он выглядит? Вопрос для тех избранных, кому всё же удалось лицезреть это, несомненно, потрясающее чудо.
Не кажется ли вам, что по небу вплавь, несколько неудобно? Гораздо приятнее по небу лететь.
Ну и, конечно же, откуда такой вывод, что слепые не услышат ваших криков? Зачем приговаривать всех слепых к глухоте? Автору кажется, что все инвалиды априори лишены всех органов чувств одновременно.
Какие они, на вкус, эти копыта?
Эти и ещё множество других вопросов хочется задать многоуважаемому автору, после прочтения данного произведения. Всё это можно разглядывать под лупу микроскопа критика, а если прочитать произведение целиком, не вглядываясь в мелочи, оно звучит вполне мелодично, цельно, без сбоев, не лишено смысла и картинка в голове возникает, вполне себе колоритная.
Произведение написано в форме вольного стиха. Разбирать “рифма - не рифма“, не вижу смысла.

6. Предрассветное (Анасасия Шахова)
http://poem4you.ru/zhivaja/predrassvetnoe.html
Автору конечно виднее, но я сразу споткнулся об первую строчку, особо об слово
декАбрее
. Я бы воспроизвёл эту строчку так:
С каждым днем декабристее и зимей.

Смущает немного, два подряд идущих ударных слова:
...снег, ЖЭК...

Но если, при чтении между ними подчёркнуто делать паузу то получается читабельнее. Далее всё читается более-менее гармонично. Произведение состоит из шести катренов с перекрёстной рифмовкой и  мужскими окончаниями. Преобладающий метр произведения - анапест. Присутствует небольшая разностоповость, что придаёт произведению немного ломаный, более резкий оттенок.
Тема душевных метаний, на фоне одиночества - довольно избитый штамп сетевой литературы, вызывающий у читателя сопереживание к автору, но не несущий в своих строках рационального зерна.

7. под язык волны (Кира Эс)
http://poem4you.ru/Kiras/pod-yazyik-volnyi.html
Первым делом, дотошному критику, например такому, как я (искренне улыбаюсь), хочется разделить данное произведение на 4 катрена. Тогда перед нашим с вами, дорогой читатель, взором откроется вид на перекрёстную рифмовку с мужскими окончаниями. Стих написан составным метром: 2-х стопный анапест с добавлением стопы ямба. Хочу обратить внимание читателя на присутствие в произведении “добавленной рифмы“, одной из нечасто встречающихся разновидностей рифмы:
ума - бумаг
.
Интересные образы, отражающие метания авторской мысли, будоражат воображение читателя, заставляя делать паузы для дополнения полученной информации визуальным рядом.

8. Маки (Ната)
http://poem4you.ru/nata/maki.html
После прочтения данного произведения, красными (маками) буквами всплывают в голове слова классика:
Туманных смыслов сочетанье,
Намёков спрятанная суть.
Заворожит твоё сознанье,
Держись, попробуй не уснуть...

Ещё песня есть такая
я это ты, ты это я и никого...
ну и т. д. Вот как не уговаривайте меня про образность, поэтический символизм и прочую глубокомысленную заумь, мне за каждой строчкой мерещится наркотическая подоплёка произведения. Разве можно мне возразить после прочтения таких строк:
наверное нужно бежать а я лежу...
забываю как меня зовут...
маки пляшут по венам
маки бьются в крови...
маки будут смеяться
маки любят убить...
опиатные створки
приоткрыли цветы...

Если отбросить тему наркотиков, проходящую красной линией через всё произведение, то возникает просто масса вопросов.
Куда нужно бежать ЛГ и где так легко потеряться? Что такого натворил ЛГ, что его хотят убить маки? Тут и кроме маков, полно врагов, например небо, которое хочет прихлопнуть ладонью.
ты наверно любила
ты наверно убила
или наоборот

Непонятно кого мог убить ЛГ своей любовью, или наоборот (это как)? Никого не убил своей нелюбовью? Это очевидная банальность, убил, не убил, любил, не любил, ничего не понятно. А вот сны про алый покой, что это?
В качестве заключения хочется подытожить, что заинтриговавшая меня строка “я это ты“ в произведении не раскрыта. Вообще не понятно кто такой этот “я“.
Разбирать произведение на молекулы и искать в нем гармонию ритма не имеет смысла. Произведение написано вольным стилем, разностоповость и полиметрия, где рифмованные строки чередуются с белыми в хаотичном порядке. К тому же вся эта какофония сдобрена глагольной рифмой.

10. Растопите февраль (Ольга Такмакова)
http://poem4you.ru/tov1963/Rastopite-fevral.html
Сразу бросается в глаза интересный размер произведения. Три пятистишия со сквозным рефреном последних строк, не рифмованной первой строкой и перекрёстной формой рифмовки. Произведение написано анапестом со стопностью 23442. Из ровной схемы выбивается только последнее пятистишие с ударением на первом слоге во 234 стихе. По содержанию это пейзажная лирика со своим красивым смыслом, омрачает красоту сюжета немного резкое и прерывистое окончание строки в стихе:
Сон- траве пробиваться сквозь наст не пора ль?

© ДоМаЦин, 23.05.2016. Свидетельство о публикации: 10050-133128/230516

Комментарии (6)

Загрузка, подождите!
1
angelina naboka23.06.2016 13:51
Ответить

труд, однако, немалый — прочесть, проанализировать и сформулировать..
ты корректен как всегда)
мне гораздо более близка такая критика, касающаяся технических моментов и не навязывающая читателю своего восприятия.
считаю, — заслуженная победа.

2
ДоМаЦин23.06.2016 14:05
Ответить

angelina naboka, ну да недели вечеров как небывало))

3
angelina naboka23.06.2016 14:11
Ответить

зато опыт есть теперь.
это тоже ведь работа со словом)
все что ни случается к лучшему. ага?)
 
конкурс был нужный. читала с интересом статьи.
да — спорила. ну так ведь админ сам объявил «читатели против критиков».)
вот и держали оборону)))

4
Lyu Xabir23.06.2016 16:30
Ответить

да — спорила

удивительно, что больсше в обсузждение никто не включился, да

5
ДоМаЦин24.06.2016 13:57
Ответить

Lyu Xabir, я не мог анонимизация жы))) а после голосования это никому не интересно, издержки поэма...

6
Lyu Xabir27.06.2016 20:33
Ответить

я не мог анонимизация жы

да как бы больсшого секрета, чьи разборы, не было)

да и не в тебе дело) админ предполагал дискуссию читателей. дискуссии не получилось

как красиво и тонко собран пазл.

и

если прочитать произведение целиком

 вот тут согласна целиком и полностью) есть стихи, которые разбирать по фразам не стоит, ибо лицом к лицу построчно смысыла не уловить

А был ли мальчик?

читала разборы и улыбалась. ибо первый зже читатель сходу спросил то зже самое, да)

Последний раз редактировал Lyu Xabir 27.06.2016 20:34
Загрузка, подождите!
Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...