И знаки ничего не означают Мария Дахмаева (р) авт
Эссе / Читателей: 73
Инфо

И знаки ничего не означают... Мария Дахмаева. (р) авторской версии

и знаки ничего не означают
знамения не знаменуют
река речёт себя печалью
и разливается пичуга.

как хорошо в покинутых богами
местах шататься
быки бредут под облаками
к электростанции.

в тумане алкаши толпятся
как лани бледные
чтоб застрелиться вглядись в их лица
неимоверные.

_____________

Читать тест я начинаю с “Как хорошо лежать на травке и что-то вкусное умять“ и ежелиб старшие товарищи мне, безграмотной собаке, не тыкнули в Аронзона Л.Л. я уже соорудил бы замечательную теорию по О.Генри: Про королевских быков пожравших кочерыжки(слезы Ликурга, меж прочим) и прелестную нимфу Капусто с острова Огигия на Дальнем западе. Но не судьба.


Первая строфа отличается стихом, ее суетливый ритм - стремление побыстрее создать сцену для размеренных окончаний следующих полустроф. Пейзажка намеренно функциональна, чтобы не отвлекать от основного текста. Вместе с тем строфа как бы предшествует вхождению материи этого стиха в аронзоновский план, не наследуя его образы, а примеряя под свои формы. Там где у Л.А. мощь терраморфинга покоит на себе знаковую систему “красоты“, у М.Д. река-жизнь-речь не дает названий и жизни окружающему, она замкнута на растворении себя - разливает себя себяречением, птичьей бессмыслицей.

Мир Л.А. покинут людьми, а в этом тексте аронзоновские алкаши-боги ушли с территории чистого воздуха подоблачного неба в туман беззначия. Вне тумана, в том полумире, где авторскому хорошо шататься, быки бредут к электростанции - на убой электротоком, ровно как и к электропрогрессу. От мира обессмыслившейся, обеззначившейся без богов природы в домен физики с четко определенными законами существования.

Ушедшие боги - отклонение от пути быков. Оставшись в тумане они никуда не движутся, бледнеют ланями, а лань слаба. Лань - не самострельщик по Л.А., не хозяин своей судьбы фиксирующий в себе красоту рощи самоубийством, а жертва стреляющего охотника. Взгляд(вгляд) в “неимоверное“ (не имеющее веры) божественное лицо способствует смерти ее ищущему, однако в отличие от фатализма катарсиса богов текста Аронзона здесь такая смерть не обязательна. Это только альтернатива бычьему движению и движение текста происходит не традиционно художественному - от смерти или к ней, а параллельно смерти. Учитывая ее, но не фиксируясь.

В этом случае важным становится найти другую, настоящую точку притяжения текста: Авторский аватар отделяет себя от богов пространства - те толпятся в тесноте, а лирическое субъективное свободно в наслаждении шатанием. Оно расшатывает суггестию звука от рифмованного “знам-знач“ слитого с “печ-пич“, до максимально разведенных “бледные“ против живости “толпятся“. “лица“ - как самое человеческое, вызывающее доверие и самое обычное человеку против божественного “неимоверные“. Расшатывает последовательную систему Аронзона заворачивая ее “какланями“ в народное(?) четверостишие

Утро таяло в тумане,
Шелестели камыши.
Грациозные, как лани,
Шли по полю алкаши.

Расшатывает собственную субъективность от “как хорошо“ до бесстрастного совета читателю о самоуничтожении. Наконец, расшатывается и язык произведения, где каждая строфа говорит иным голосом. Такая равно всё охватывающая документальная камера прячет за собой автора. Его присутствие в тексте ощущается через движение объектива, но навязывать эмоции, являть собственную рефлексию оператору не интересно. Автор не имеющий интереса(страха?) к смерти не нуждается в сопереживателе, в читателе как продолжении жизни текста после “автор мертв“. Не заискивает перед читателем игрой с ним и живет самодостаточно в собственном произведении предоставив гостям свободу картинки.

На это же показывает легкая для автора смена “какланей“ на привычных слуху “волов“ в публичной версии. Без борьбы, по-ремесленному потакающее публике уничтожение части смысла для читателя(как противостоящего, выделяющегося из публики) из-за замены не волнует не только авторское существующее в тексте, но и автора как издателя текста.
Такая манера, холодность и чистая описательность при, казалось бы, разговорной манере + равнодушие к опыту читателя организует текст как текст в себе. Все впечатления получаемые читателем это только его ощущения, никакого предназначения для читателя у текста не существует, все что внутри текста - в том числе и воспринятие автором текста Аронзона - все остается с автором не выходя наружу. При этом о герметичности как способе взаимодействия, волевой непроницаемости чего-либо речь не идет. Только индифферентность к толпящимся алкашам. Река речет себе.

© foreveroctopus, 03/09/2021. Свидетельство о публикации: 10050-184649/030921

Комментарии (8)

Загрузка, подождите!
1
Camilla03/09/21 06:51
Ответить
Не хватает текста ЛА
2
Ответить
да, можно хотя бы первую строку Аронзона чтобы легче было найти?
3
Ответить
aequans,  еще там по идее должны быть боги-алкаши и если я не ошибаюсь — волы. а не только река которая действительно насквозь. (нечто более точечное)
Последний раз редактировал Ольга Авербах 03/09/2021 12:02
4
foreveroctopus03/09/21 12:54
Ответить

 

 

Как хорошо в покинутых местах!
Покинутых людьми, но не богами.
И дождь идет, и мокнет красота
старинной рощи, поднятой холмами.

И дождь идет, и мокнет красота
старинной рощи, поднятой холмами, -
Мы тут одни, нам люди не чета.
О, что за благо выпивать в тумане!

Мы тут одни, нам люди не чета.
О, что за благо выпивать в тумане!
Запомни путь слетевшего листа
и мысль о том, что мы идем за нами.

Запомни путь слетевшего листа
и мысль о том, что мы идем за нами.
Кто наградил нас, друг, такими снами?
Или себя мы наградили сами?

Кто наградил нас, друг, такими снами?
Или себя мы наградили сами?
Чтоб застрелиться тут, не надо ни черта:
ни тяготы в душе, ни пороха в нагане.

Ни самого нагана. Видит Бог,
чтоб застрелиться тут не надо ничего.

<Сентябрь 1970>

5
Camilla03/09/21 13:20
Ответить
Как родниковой воды напилась.
6
Camilla03/09/21 13:22
Ответить
И сабж — стих Марии чудесно вплетается.
7
Ответить
foreveroctopus,  ох, спасибо
8
Ответить
Устрица Ника,  наздоровье)
Загрузка, подождите!
Добавить комментарий

Подождите, комментарий добавляется...