Фото Виктора

“Свойственное людям из моих стихов свойственно мн...
Интервью. Зарисовки.Этюды. / Читателей: 41
Инфо

Интервью у призера фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний Аккорд», поэта нашего сайта, знакомого всем под ником Ворон, взяли Натали Столярова и angelina naboka.


Апрель и Октябрь


Вы представить могли бы, на секунду хотя бы,
Что такое!!! такое однажды случилось:
Познакомились как-то апрель и октябрь,
Познакомились и безрассудно влюбились.

Это было зимой, в лютом месяце льдистом.
Пусть твердят, что чудес не бывает на свете,
Пусть меж ними пол года — чего стоят числа
В безразмерном и вневременнОм интернете?

Время осени вышло, весны — приближалось,
Все тонуло в снегах, вьюги злобные выли.
Жил апрелем октябрь, жил всему улыбаясь,
А апрель по-октябрьски плакал впервые.

Так уж вышло, но дать мог октябрь апрелю
Только туч грозовых ненавистную свору,
Только шепот листвы на уснувших аллеях,
Обворованный мир, ведь октябрь был вором.

Странно это: апрель почитал бы за счастье
Эти слезы и тучи и мертвые листья,
Если б только весна не спешила начаться,
Если б только зима не кончалась так быстро...


Из комментариев:

Константин Быстров 13.12.2013 12:53

… То, что эти двое диаметрально далеки и
противоположны, я вижу, но таких пар еще пять. Почему выбрал эту?



Ворон13.12.2013 16:15

Вряд ли все пять пар можно использовать в таком контексте. Например, июнь и декабрь, июль и январь, август и февраль я не вижу вообще никак, ибо у зимы и лета нет ничего общего, это два деспотичных полюса, на одном бывает только жарко, на другом только холодно. А вот весна, это переход от зимы к лету, осень — от лета к зиме, и в каждом из них есть по месяцу, где эта переходность сезона не ощущается вообще. Апрель и Октябрь :) уже/еще далеко не зима, еще/уже далеко не лето. В них я вижу противоположности, которые 100% потянутся друг к другу, будь они людьми.


— А себя ты с каким месяцем ассоциируешь? То, что противоположности притягиваются — это из личного опыта?



— В стихе я — Октябрь. А если не в стихе, то не знаю, не
думал об этом. Насчет противоположностей — если обойти вниманием законы физики,
то да — личный опыт. Я на дух не переношу людей с характером, похожим на мой.


— Вить, а какой у тебя характер? В реале он чем-то отличается от виртуального образа? С тобой трудно ладить? Как сам себя оценишь? Ты вспыльчивый или белопушистый?

- Бываю вспыльчив, бываю белопушист, но поладить со мной не особенно трудно. Я не мешаю людям со мной ладить, если они этого хотят) Я — человек крайностей, весьма упертый. В реале — отличаюсь, наверное. Все мы в инете немного другие.


-Если допускаешь промахи — прощаешь себе или склонен грызть и винить себя за неудачи?других легко прощаешь? можно сказать о тебе что ты требовательный человек?

— Вообще-то склонен грызть, но философия п*уизма берет верх. Погрызу, так сказать, и плюну. Все тлен) Прощаю — да, легко. Требовательным меня пока еще можно
назвать, но я стараюсь избавиться от этого качества.

— Как легко способен обуздать свое настроение? если сталкиваются разум и эмоции — что чаще побеждает? с какой стихией сравнил бы себя?)


— Обуздывать настроение учусь, но еще не умею. Если сталкиваются разум и эмоции, побеждают эмоции. В первом раунде. Всухую.


— Рифмуешь мысли давно? свой первый опыт помнишь?)

- Лет в 16 где-то начал что-то такое пописывать. Первый — нет, не помню.


— У тебя стихи пишутся чаще спонтанно /типа с неба упали)/или сам выбираешь тему и работаешь с текстом?стих «Душа» — это неожиданный выплеск? стих старый насколько помню) какая-то пронзительность в нем… Бывает так, что стихи помогают выговориться? пережевать какую-то боль?


— У меня стихи начинаются с первой строчки, вот она приходит спонтанно. После такой «правильной» строчки писать очень легко, само идет, успевай записывать. Но этот процесс я уже контролирую: и с текстом работаю, и за темой слежу, и поворотами сюжета управляю сам. «Душа» точно так же писалась. Выговориться — всегда. Они и пишутся зачастую от не выговоренного, и осмыслить многое помогают.

— В одном из стихотворений у тебя бессонная ночь плавно перетекает в утро:

откуда у черного кофе привкус жизни?
мне кажется,
или я тайком проклинаю утро,
и,
нервно смеясь,
вырываю у этой жижи
еще одну долгую приторную
минуту?


- А нормальное доброе утро у тебя бывает? С чего оно начинается – с красок, запахов, ощущений, звуков?

— Как у любой совы — очень редко. Начинается с громких пронзительных звуков будильника.

  — А яичницу тебе кто-нибудь жарит?

— Я такое никому не доверю.


— Ты суевериям подвержен? Есть, например, талисман какой- нить?)

- Верю в Винни-Пуха. Ем правильный мед.


— Во как! А путешествовать ты любишь?


  — Заядлым путешественником никогда не был, но горы очень люблю. Стараюсь ездить каждую осень. Не сказать что покоряю там что-то, но отдыхаю здорово. В этом году ездил на ежегодный международный фестиваль авторской песни и поэзии «Осенний Аккорд», который проводится в наших горах (урочище Ходжикент). Привез оттуда первый приз в своей номинации, знатное похмелье и море положительных эмоций.


— Поздравляю!!! Уверена, что впереди у тебя еще много побед…А можно поподробнее о фестивале?


— Спасибо. Поподробнее можно книгу написать… что конкретно интересует?


— Ты впервые участвовал в этом фестивале?


— Нет, третий раз. Первый был в 2009 году: второе место со стихотворением «Осенние мотивы». Второй — в 2010: первое место со стихотворением «Маме». После этого только ездил периодически, не участвуя в конкурсе.

— А в этот раз получил первое место в номинации «автор-исполнитель»?


— Нет, в номинации «авторская поэзия». Выступал со стихотворением «Апрель и Октябрь» (оно же «недописанная сказка»). Как автор-исполнитель я выступать не могу физически, ибо таковым не являюсь. Даже как исполнитель не решаюсь со своим дворовым уровнем. Максимум — поорать что-нибудь у костра.

— А кто из участников тебе более запомнился? Кто ближе тебе по духу?


— Запомнился Александр Блак, наверное. Никогда еще не слышал такого блестящего исполнения песен Высоцкого. Человек просто взрывает публику, которая  заставляет его снова и снова петь на бис, пока жюри не начинает ругаться из-за нехватки времени. Я просто оторваться не мог. Кто ближе по духу — сложно сказать. Там вообще царит атмосфера полного единодушия, которой моментально заражаешься.

— И расскажи немного о самой атмосфере…

— О, это нечто. Можете себе представить, как 400-500 человек, многие из которых никогда раньше не встречались и даже живут в разных странах, в один день становятся одной огромной компанией? Как теряются все принятые в городском обществе дистанции и предрассудки, люди просто мгновенно сближаются. Не можете, я уверен. А мне описать трудно. Как будто совсем на другой планете оказываешься, или еще лучше — в советском фильме, когда все вокруг такое, каким оно должно быть. Прибавьте  к этому осенний лагерь на возвышенности с потрясающими горными видами, мягкий ласковый сентябрь, который только у нас и бывает, костры, люди с гитарами повсюду, песни — сотни добрых душевных песен на каждом углу, в каждой беседке. Там просто нет времени спать, когда приезжаешь в город — долго потом в себя приходишь.

Очень точно сказано у Высоцкого:

В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы, просто некуда деться.



— … И рождаются новые стихи, появляются яркие мысли, желания?

-  Мысли, желания — конечно. Стихов — пока нет, но они и рождаются у меня обычно на дистанции от события к ним побудившего. Так что будем посмотреть.


— А как родилось послание  «К Ассоль»?

Принцы принцами, знаешь, а жизнь написал не Грин,
Хоть и здорово было бы годик пожить по книжкам...
Всё сказал. Не скучай! Обнимаю, люблю, и...
                                            блин.
Не отправлю,
прости.
Ты, наверно, нужна мне
слишком.

— Это одна из ситуаций, в которые вылились бы алые паруса, случись они в реальном мире.


— Поэты вообще народ пылкий… Вить, а ты влюбчивый? Часто посвящаешь дамам стихи?


- Нет, не влюбчивый. Меня довольно трудно расшевелить на более-менее серьезные чувства. Дамам — редко, не в пример тому, что было раньше.

— И все-таки у тебя есть стихи и о любви, и о крушении идеалов. Вот «Реквием»…

Звенящий дождь, как полоумный гений,
взахлеб играет реквием, и ноты
грустят, как люди: каждая как будто
с собой несет свои воспоминанья,
свою тоску, свой перечень иллюзий,
которые погибнут, лишь коснется
частичка неба мокрого асфальта.

С такой же силой бьются идеалы,
коснувшись вдруг земного — человека,
такого равнодушного, что страшно
за каждый, в нем таящийся, осколок
за каждый тон, за каждое созвучье,
что, может быть, еще не прозвучало,
но, вместе с ним, уже обречено.

- Тебе часто приходится сталкиваться с равнодушием? Или это наблюдение со стороны?

— Да это характерно вообще для человека. Я не любитель писать на тему: «все негодяи, а я дартаньян», свойственное людям их моих стихов свойственно так же и мне самому. Так что дело не только в окружении и наблюдения не только со стороны, хотя и это тоже.

— У тебя есть очень нежные строки о маме:
И сырую пропасть,
что между нами
До сих пор лежит
пустотой простуженной,
Оседлал бы мост,
приколоченный намертво
К нашим неразлучимым душам.
В твоем характере, поступках есть что-то от нее?

— Я выше уже говорил о схожести характеров и чем это чревато. С мамой как раз тот случай, у нас характеры во многом один в один. От нее у меня однозначно принципиальность.

—  Выходит, исток проблем разных поколений внутри одной семьи в их похожести… А чем тебя привлек «Ворон» Эдгара Аллана По? И это как-то
перекликается с твоим псевдонимом?  Кого еще хотел бы перевести?


— Хотел бы перевести еще По, есть наброски, но неудачные.Я не знаю, чем он меня привлек. Просто захватило так, что очень долго не отпускало. Прочел запоем большинство переводов, а это много, т.к. «Ворон» держит второе место по популярности у русских переводчиков после монолога Гамлета (to be or not to be). Долго сидел с оригиналом, потом пошло — за две бессонные ночи и несколько литров кофе набросал свой. Редактируется по сей день.
Перекличка с ником? Не знаю, может и есть. Вообще вороном меня лауд называть начал когда-то очень давно и уже не помню почему. Как-то прижилось и осталось. А вот до По это было или после — хоть убейте.


— Лауд? Видимо, оценил твое пристальноемвнимание ко всему… А что из написанного тебе особенно дорого?

- Сложный вопрос. У меня, наверное, категории такой нет -«дорого». Просто не рассматриваю стихи с такой позиции. Наиболее удачные нет смысла перечислять, они в открытый доступ попадают по этому признаку. Кроме того, 99% из них, это частички прошлого, которое умерло. За это я их не люблю, если честно.


— У тебя есть публикации?



— Публикации есть. Первая была в 2008 году, в одном из сборников, издаваемых местными ЛТО. Было что-то в периодике, было что-то за рубежом. Все — отдельными стихами по приглашению. Своих сборников не издавал.


— А декламировать свои стихи приходилось?

-  Свои стихи я читаю из рук вон плохо. И вообще пишу без расчета на декламацию В первый раз перед более менее значительной публикой я выступал в 2008 году в Ташкенте в клубе-музее Анны Ахматовой. Имел успех, но больше благодаря стихам чем чтению.

— Что ближе твоей натуре, помимо поэзии – театр, живопись, музыка, архитектура?

— Из перечисленного дальше всего архитектура, ближе всего музыка. Из неупомянутого — художественная проза, кино.

— Любимый режиссер есть? наш и «импортный»)))

— Ларс фон Триер.

— На твой взгляд, чем наши фильмы отличаются от, например, американских? /ну кроме бюджетов/


— Хреновой режиссурой, что очень печально для родины Станиславского.

— Понятие хороший актер… ммм… русская и допустим американская школа актерского мастерства сильно отличаются? по требованиям например.


— Школа одна — русская. Ничего лучше Системы Станиславского никто по сей день не придумал ни в Америке, ни где-либо еще. Комплексный подход к созданию кино, как готового продукта, у них может быть другой, но не к актерскому мастерству. Так что вряд ли понятие «хороший актер» у них и у нас такое уж разное.


— И… о литературе…  Твои обзоры конкурсных работ говорят о профессиональном подходе… Насколько тесно твоя жизнь связана с литературой?


— Я не профессионал и жизнь моя с литературой не связана вообще никак. Литература — совсем другая жизнь, параллельная, я бы сказал.

— И как тебе удалось так удачно  «запараллелиться»?

- Я думал, творчество, это для всех немного другая реальность. Неужели я один такой?

—  Да каждый из нас в своем роде « один такой»… А что тебя цепляет в стихах – образы, мысль, ритм или что-то другое? Без чего поэзии в строчках нет?


- Живая речь. Чем меньше в стихах от стихов, тем ближе они к искусству, ибо искусство, это подражание. Но подражать нужно жизни, а не предшественникам.



— А что думаешь о модной  форме стихов — а4?)) вообще, насколько важны форма и разбивка для произведения?



— Думаю, что это один из вариантов записи, даже не форма. Нравится кому-то так писать — пусть пишут, лично мне важно само стихотворение, а оно не меняется от разбивки.

— Если сравнивать современную русскую литературу с предыдущими периодами , то насколько позитивно ты смотришь в будущее, исходя из того, что мы имеем в литературе сегодня? Есть ли любимые современные авторы?


- В современной русской литературе я, к своему стыду, полный профан. Поставил себе целью прочитать очень такой немаленький список классических произведений, этим сейчас и занят, на современников просто нет времени. Но в целом, смотрю в будущее позитивно. Мы наблюдаем сейчас мощный подъем русского самосознания, а такое на литературе не сказаться просто не может. Из любимых Пелевина могу отметить. Время от времени перечитываю многое и с удовольствием.


- Есть ли поэты (классики или современники), чье творчество тебе кажется  не покоряемой вершиной — которыми восхищаешься или, бывает, завидуешь белой завистью?))


— Иосиф Бродский.


- К твоему мнению прислушиваются, ему доверяют…Каких авторов ты порекомендовал бы почитать новичкам в первую очередь, ведь на ТОП ориентироваться трудно?


— Грина и Камиллу, если навскидку. У них простые и понятные стихи. И при этом — довольно высокого уровня. Именно их показал бы новичкам в противовес тем новомодным и пустым словесным выкрутасам, которых новички и так здесь начитаются.



— Ты не часто выражаешь мнение в комментариях, считаешь это бесполезным или просто экономишь свое время?



  — Почему же, я оставляю комменты, когда есть что сказать. Просто читаю мало.


— Вить, одно время на сайте практиковалось голосование жюри в конкурсах… Потом все затихло… Думаешь, надолго?



- Меня буквально пару дней назад пригласили пожурить в один из будущих конкурсов.



- Как по-твоему, у этой идеи есть перспективы или она  не актуальна для нашего сайта?



- Это один из вариантов. Ничем не хуже и не лучше других, как мне кажется. Я вообще человек не конкурсный, зовут — журю, не зовут — не журю. Участвую очень редко, голосую еще реже.



— На сайт приходят люди с разным уровнем… Тебе приходилось наблюдать за ростом мастерства кого-либо из авторов?



- Редкость, но — да, приходилось. Это далеко не бином ньютона — поднять свой уровень с нулевого до читабельного, все упирается в желание.



— А как модератор с какими проблемами сталкивался?



— С разными. Дырявые правила, демократичный админ, нашествия клонов, обвинения в предвзятости, в самоутверждении, в том, что лички беззащитных юзернеймов читаю, в том что баню по политическим мотивам, в том что свожу старые счеты… В общем, длинный и веселый список.



— Мда…бурное времечко было… А закрытый теперь уже «матчат» жалко… Каким ты его помнишь?



— Я помню его местом, где мат употреблять было можно, если хочется. Но, как разумные взрослые люди, тамошние обитатели знали меру уместности. То, что с ним стало, это печально, конечно. Но этот чат всегда был здесь, он появился задолго до нескольких одиозных личностей, превративших его в клоаку, и пережил бы их на ура, если бы не поспешные действия. Лично мне его жаль.

— И, чтобы согнать налетевшую грусть, зададим тебе несколько совсем не серьезных вопросов… Ты часто напеваешь себе под нос?


— Очень часто. Бывает, что и в полный голос. Если крутится, то подпеваю, что уж с ней поделаешь еще.

— С кем из знакомых по сайту ты хотел бы поорать песни у костра под гитару?

— С gato. Горы, костры, это про нее все)

— Существует ли для тебя музыка, от которой «уши вянут»?))

— Ага, узбекская народная.

— Есть такое произведение, из прочитанных во взрослом возрасте или в детстве, которое бы тебе особенно запомнилось, впечатлило, врезалось чем-то в сознание?

— Властелин Колец.

— А любимый сказочный герой в детстве был?)


— Трое. Муфта, Полботинка и Моховая Борда. Обожал этих трех чудиков)

— Сюрпризы природы тебя раздражают?


—  Бывает, что и раздражают, но чаще — нет. Ни разу не расстроюсь попав под ливень, если он теплый.

— Ты больше любишь получать подарки или дарить?


—  Дарить, правда, выбор вечно в ступор вгоняет.

— Где бы ты хотел встретить Новый год? Каким он тебе видится для тебя лично, для сайта, для твоей страны?


— Где-нибудь, где будет снег. У нас с этим туговато. Для моей страны он будет либо очень плохим, либо очень хорошим. Так или иначе, это год значительных перемен. Для меня — не люблю загадывать и заглядывать. Для сайта — очень хочу, чтобы вернулся Есиков.

© Натали Столярова, 07.10.2020. Свидетельство о публикации: 10050-178846/071020

Комментарии (21)

Загрузка, подождите!
Страница: 1 2 3
21
Беседка08.10.2020 15:58
Ильич
Ответить

Натали Столярова :

Беседка, Тогда это интервью просто уникально: в нем осталась крупица вороновской души. 

Отпечаток сознания скорее.

Загрузка, подождите!
Страница: 1 2 3
Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...