Конструирование логаэда
Клаузула и центон / Эссе / Читателей: 36Инфо
Латунный молоточек ударил три раза - как мы и договорились.
(автор строки: Устрица Ника)
Берём поуэм парсер. Вгоняем в него эту строчку четырежды.
Получаем:
Латунный молоточек ударил три раза - как мы и договорились. 21 -/---/--/-//-//----/-
Латунный молоточек ударил три раза - как мы и договорились. 21 -/---/--/-//-//----/-
Латунный молоточек ударил три раза - как мы и договорились. 21 -/---/--/-//-//----/-
Латунный молоточек ударил три раза - как мы и договорились. 21 -/---/--/-//-//----/-
...
7-стопный дольник
-/-|--/|--/|-/|/--|/--|--/|-
-/-|--/|--/|-/|/--|/--|--/|-
...
Ошибок нет
Выводим отсюда схему строки.
Получаем:
Амфибрахий - анапест - анапест - хорей - дактиль - дактиль - анапест - женское окончание.
Напишем ещё три искусственных строки по этой же схеме. И сразу проверим в поуэм парсере размер.
Латунный молоточек ударил три раза - как мы и договорились. 21 -/---/--/-//-//----/-
Дорога испетлялась, в итоге я прибыл сюда, неодушевлённый. 21 -/---/--/--/--/----/-
Создатель, ожидает приказа забытый на солнце глиняный витязь 21 -/---/--/--/--/-/--/-
Пенаты не укроют телесности. Чувствую в сердце паники волны. 21 -/---/--/--/--/-/--/-
...
...
7-стопный дольник
-/-|--/|--/|-/|/--|/--|--/|-
-/-|--/|--/|-/|/--|/--|--/|-
...
Ошибок нет
Мы написали стихотворение, взяв предложенную произвольную строку за его основу.
То есть что угодно может стать такой основой. Было бы желание.
Это первый вариант. А вот второй.
Латунный молоточек ударил три
раза - как мы и договорились.
Амфибрахий - анапест - анапест - хорей -
четырёхстопный хорей.
Смотрите:
кАк мы
И до
гОво
рИлись
Такое часто бывает - один и тот же участок текста можно трактовать как имеющий тот или иной метр.
В зависимости от “подразумеваемых“ необходимых для соответствия ему ударений.
Итак:
Латунный молоточек ударил три
раза - как мы и договорились.
Казалось, очутиться с тобой внутри -
словно злой прожевать амариллис.
Ритмическая схема первой строки воспроизведена в третьей, второй - в четвёртой.
Но между собой эти схемы не совпадают.
Таким образом, минимальным носителем этого ритма является сумма нечётной и чётной строк.
А сам такой логаэд называется строфным. В смысле, “пока всю строфу не увидел - не понятно, как оно всё устроено“.
Комментарии (17)
а ты как?
признаюсь, что я узнала, что такое логаэд только в феврале этого года.
Но зачем, действительно, его пишут?
Я единственный раз написала на заданную схему строфы — на труэль с Димой и Эмико. Это был самый мой сложный опыт, потому что ничего в эту схему не лезло. Вот реально ничего. Наверное, это было уже далеко не творчество, а какой-то тетрис — каждое слово рассматривалось не с позиции смысла и идеи, а с точки зрения — подойдет или нет в схему. Подходило ничтожно мало) видимо, словарный запас надо расширять)
Такая была у нас схема:
--/-/--/-/--/
--/--/-/-/-/
--/-/--/-/-
/--/-/-
Можно попросить вас пример привести, пожалуйста? Того, который чистый. Или любого) что-то для меня это все темный лес пока.
Очень похоже на твою методику, да и как его сделать иначе? Суть логаэда в том, что его ритмическая основа «незаиграна», сама в ухо не льётся. Без счётчика слогов с ним обычно бывает не справиться. И да, это правда похоже на тетрис)
«Цветаевский письменный верный стол и чичибабинские красные помидоры» (с)
совсем простенькие, типа
тут понятно, они в целом из силлабо-тоники не выбиваются, но дают некоторое акцентное разнообразие;
и заёмные, типа сапфической, алкеевой строфы, асклепиадова стиха и т. д.
тут тоже ясно: явные отсылки к античности или востоку.
но что в принципе способен дать логаэд? давайте подумаем.
во-первых, избавление от инерции мышления, и стихового, и вообще. вы не можете использовать привычные формулы, вроде сетературного синтаксиса, и вынуждены искать и напрягать мозги.
во-вторых, избавление от инерции восприятия (семантического ореола метра). читатель не ассоциирует ваш стих с уже знакомыми, написанными тем же размером.
в-третьих, избавление от ритмической инерции. читатель не скользит по стиху как по какому-нибудь 5-стопному ямбу и вынужден постоянно останавливаться, перечитывать и соотносить его части.
ну и в четвёртых, жёсткая необычная структура позволяет наиболее эффективно использовать такой же синтаксис, например, всякие синтаксические параллелизмы, парцелляции, что-то такое.
казалось бы, звучит заманчиво, но! всё нивелируется единственным минусом: абсолютной непривычностью русскому уху. сеять разумное, доброе, вечное, ну или просто ругаться и собачиться логаэдами довольно накладно, а четвёртый, наиболее продуктивный пункт, требуется редко, поэтому в магистральных областях русской поэзии логаэд редкий зверь. плюс большинство озвученных пунктов гораздо проще решается другими средствами, тем же верлибром, допустим. ну и вообще, логаэд — это продукт силлабо-метрической системы, которая в нашем языке невозможна по объективным законам. так что если вы не собираетесь заниматься экспериментальной поэзией или переводами, париться о логаэдах особо не нужно.
сходу хороших примеров авторских логаэдов мне не припоминается, но, думаю, это легко гуглится. приносите, посмотрим)
Погуглила) не нашла ничего особо, кроме тех, где последняя стопа в другой размер.
Вот хоть Цветаева. Но этот стих в мои любимые точно не входит. Если я правильно понимаю, тут две стопы анапеста и одна амфибрахий?
И засим, упредив заране,
Что меж мной и тобою — мили!
Что себя причисляю к рвани,
Что честно мое место в мире:
Зато статей много по теме, но примеры кочуют из одной в другую. Блин, это ж вообще плагиат.
это как раз то, о чём я говорил вначале. у цветаевой обычный дольник, воспринимать его как логаэд, деля на силлабо-тонические стопы, в корне неверно.
мне кажется, в верхней выдаче поисковиков по любому вопросу так) статейки для мимокрокодилов, а не действительно желающих разобраться.
Эх, не сыщешь примеров нормальных)))))