Акцентный стих
немного из стихосложения / Читателей: 14
Инфо

автор: Антиквар

У тех, кто прочел очерк о тактовике, может совершенно естественно возникнуть следующий вопрос: возможны ли стихи, где вариабельность междуиктовых интервалов будет выше, чем у тактовика, то есть, от одного до четырех или пяти? Да, может. И вот пример, самый что ни на есть хрестоматийный:

А Балда приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. (Пушкин, 1830)

- - У - - У - - - - У -
- - У - - - У - - - У -

Стих, которым написана «Сказка о попе и работнике его Балде», называют раешным. Это самый старый вариант акцентного стиха, широко использовавшийся в народной поэзии (свадебные приговоры и похоронные причитания, балаганные зазывания). После Пушкина акцентный стих начали активно использовать лишь в начале XX века:

За всех вас,
которые нравились или нравятся,
хранимых иконами у души в пещере,
как чашу вина в застольной здравице,
подъемлю стихами наполненный череп. (Маяковский, 1915)

- У -
- У - - У - - - - У - -
- У - - У - - - - У - У -
- У - - У - У - У - -
- У - - У - - У - - У -

Вот еще примеры:

Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
Мужчины, залежанные, как больница,
И женщины, истрепанные, как пословица. (Маяковский, 1915)

- У - - У - У - - У -
У - - У - - У - -
- У - - У - - - - - У -
- У - - - У - - - - - У - -

Небоскребы трясутся и в хохоте валятся
На улицы, прошитые каменными вышивками,
Чьи-то невидимые игривые пальцы
Щекочут землю под мышками. (Шершеневич, 1914)

- - У - - У - - У - - У - -
- У - - - У - - У - - - У - - -
У - - У - - - - У - - У -
- У - У - - У - -

Во всех примерах можно видеть частое и неурегулированное появление безударных интервалов в 4 – 5 слогов. Те строки, где таких длинных интервалов нет, могут выглядеть как тактовик (2-я строка Шершеневича), дольник (1-я строка второго примера Маяковского) и даже как силлабо-тонический стих (1-я строчка Шершеневича – четырехстопный анапест с дактилическим окончанием). Таким образом, акцентный стих может включать в себя, как возможные варианты, все многообразие более урегулированных форм стиха. Как представляется, именно эта особенность акцентного стиха могла послужить основой макрополиметрии – характерного явления русской поэзии 20-х годов, которую мы рассмотрим позже. Другая интересная черта акцентного стиха заключается в его неустойчивости – многие авторы, начиная стихотворение акцентным стихом, незаметно для себя переходят к тактовику. Это и понятно – разницу между интервалами в 3 и 4 слога не так уж просто уловить на слух.

Интересно, что акцентный стих в пору своего расцвета (10-е – 20-е годы) проявлялся исключительно как рифмованный, более того, поэты, тяготевшие к акцентному стиху и вообще к тонике, придавали рифме особое значение; многие из них (если не все) вообще не писали нерифмованных, белых стихов. По этому поводу особенно важно мнение Маяковского – он считал рифму важнейшим организующим элементом стиха и доказывал это. Действительно, акцентный стих, как можно видеть, лишен метрической основы. Значит, без рифмы он утратит организацию, попросту говоря, развалится? Справедливо ли это утверждение? Как будто, да. Хорошо, но тогда в следующем очерке стоит попробовать оспорить его.

http://www.stihi.ru/2007/08/06-2179

© Критик, 08.06.2015. Свидетельство о публикации: 10050-114230/080615

Комментарии (0)

Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...