Фото со страницы LikaL

Букет эмоций от LikaL. Этюд о творчестве.
Интервью. Зарисовки.Этюды. / Читателей: 47
Инфо

LikaL. Звучит красиво. Есть в этом слове что-то от чеховской героини Лики Мизиновой, да и с собственным именем псевдоним  в чем-то перекликается. А назвали так Ирину школьные друзья.  Любопытные, начитанные мальчишки и девчонки почувствовали литературную струну ее души и не ошиблись.  Воздух того времени окутывает некоторые произведения  LikaL, особенно ощущается это в новелле «Бабочки» http://poem4you.ru/LikaL/Babochki.html
 
  Читаешь – и проникаешься волшебством зарождения первого большого чувства:
«И в первый раз они входили в воду вдвоем – не бегом, с хохотом и брызгами, не падая в нее с разбега плашмя, а медленно и рядом, вместе…  Тела в воде были невесомы, но они и так были невесомы, напрочь утратив земное притяжение, и свободно и без усилий перемещались из одной стихии в другую. И впервые он прикасался к ней – не так, как привычно касаются невзначай соседской девчонки, а совсем, совсем иначе.  В воде это почему-то было сделать легче – обнять, обхватить ладонями, отвести прохладную воду, как ткань, с нагретой солнцем кожи. И две маленьких груди прямо перед его глазами выглядывали из чашечек купальника словно живые птенцы. 
  Они, всегда болтавшие друг с другом обо всем на свете, не произносили ни слова. И это тоже было впервые. Как и глубокое понимание ненужности и обесцененности слов. Смысл имело лишь то, что происходило сейчас с ними и с миром. Мир был распахнут – вширь и в глубину, он словно вбирал их в себя, и они чувствовали, что и сами – всего лишь крошечные живые атомы, органичная  и важная часть этого мира, часть вечного бессмертного бытия.
Целоваться в воде было смешно. Потому что от поцелуя тела окончательно слабели, сами собой вдруг отпускались руки и подгибались ноги – и они уходили под воду с головой. 
День был долгим как жизнь. А жизнь зародилась в воде…»
 
  Неожиданное появление бабочек воспринимается органично, они, «: лимонные, черно-оранжевые, синие с золотом, голубые, зелёные» дополняют радугу ощущений только что возникшей первой любви. И как контрастно  звучит финал:
«Он хотел ей рассказать о бабочках, но рассказать было некому.
  Он не помнил как жил. Любил и сходил с ума от тоски. Первой в жизни тоски. Кружил по городу, бродил по старой дороге до реки и обратно. На пляже все ещё было шумно и полно народу. А коса  оставалась пустынна.
  И  под ногами всюду в теплой пыли лежали мертвые бабочки.»
  У Ирины много стихов о любви, в каждом – отражение богатой палитры чувств.
«я без тебя - такая сирота...
боюсь людей, как огородных пугал,
нелепей куклы, что убрали в угол,
со скобкой скорбно замкнутого рта.
затерянность умеет прирастать
тоской - одной из ста своих весталок,
как только близко милых глаз не стало,
земля опять безвидна и пуста»...
http://poem4you.ru/LikaL/Zateryannost.html
Или вот это:
«  жизнь - ожерелье неудач,
и раздражают даже звуки.
а ты мои целуешь руки
и повторяешь:-Ну, не плачь!
мир ясен, лето на носу,
я привезу тебе серёжки-
две ягодки на тонкой ножке
и спящую на них росу.»
http://poem4you.ru/LikaL/Dve-yagodki.html
  А вот еще:
«заплачет вьюга,теребя
лады простуженно,
другая женщина тебя
накормит ужином,
другого времени песком
стирает, стАреет
под беззащитностью висков
отнюдь не карее.
иных утрат гружёный трал-
больней был, жальче ли...
ты на ходу перебирал
другие пальчики,
дарил трамваю, на постой
стекла оконного,
ненасытимость красотой
лица знакомого
и безвозмездно отдавал,
со сна разбуженный,
всех откровений острова
и слов жемчужины.
...затвердевает старый клей,-
ни капли выдавить.
вы на обхоженной земле,
а я за тридевять»...
http://poem4you.ru/LikaL/A-ya-za-tridevyat.html
И читатель чувствует, как «долог день в отсутствии любви» и радуется, когда « по краешку постели крадется нежности пчела». Лирическая героиня у LikaL искренняя, чуткая, ранимая, но все-таки сильная и самодостаточная…
«бывает, -да, единым хлебом
понудит жить,
и не в овчинку сузит небо -
ужом межи.
такие разве гнулись шеи
с короной лба,
когда лупить, как по мишени,
начнёт судьба?
коль лыко всякое в строку и
всяк комом блин,
та, что вблизи, перекукует
ту, что вдали.
о искус, пляска Саломеи,
твой плен - века.
я куковать-то не умею,
гортань ломка;
старинных сборов недоимку
явлю,- бедна,
с пастушьей дудочкой  в обнимку,-
душа одна»...
http://poem4you.ru/LikaL/Byivaet.html
  Ирина человек занятой: преподает в вузе, а еще она – журналист, этнограф и мама двух очаровательных девочек. Времени не хватает катастрофически. Стихи появляются порой, когда руки заняты самой прозаической домашней работой. Это, как наваждение, родилось с ней и живет во всем, что ее окружает.
«весна тормошит неистово,-
наверно, она права.
когда перестану втискивать
фантомную боль в слова?
всё новые откровения
и - новый размах витка;
гоняю иглу по вене я,
и сроку тому – века».
» http://poem4you.ru/LikaL/Muchenie.html
  Живая, веселая, в чем-то по-детски простодушная, в чем-то едкая и саркастичная, Ирина завораживает читателя, увлекая за собой то к выросшей из семени березке, от которой «по округе - рассыпались-разбежались тонконогие девчонки в легких платьицах, её дочери», то - в маленький городок, где есть необычная для современных ребят школа:
  « Когда техничка отпирала нам дверь, это было похоже на открывание райских врат. В  широком коридоре нас встречали свет и тепло, вкусный запах протопленных печей, сосновых и березовых поленьев, нагретых стекол, мела, краски и ещё чего-то неуловимо “школьного“, особого, волнующего и любимого. Косое солнце било в огромное окно, Левитан, Грабарь и Саврасов - по стенам, и удивительно милая женщина в строгом костюме, выходящая из дверей учительской, - директор, Валентина Петровна».
  У автора проза и поэзия дополняют друг друга, порой в стихах бывает тесно мыслям, а в этюдах и миниатюрах слышится музыка ярких образов. Вот смотрите:
« ящерка была удивительно мила под цветочными листьями,она вовсе не казалась обитательницей хтонического мира, а скорее походила на давно прирученное домашнее существо - так кошки обычно дремлют на солнышке. Я любовалась маленьким дракончиком с зелёной бугорчатой спинкой. Такая безмятежность была в её облике и позе, в том, как грациозно она повторила тельцем изгиб цветочного горшка, такое явное удовольствие. Ей было хорошо. Мир был тёплым, безопасным и добрым» http://poem4you.ru/LikaL/Malenkiy-spyaschiy-drakon.html
А теперь обратимся к стихотворениям… Вот одно из них – яркое, напористое.
«белые кони, дворцы и принцы мне и не грезились никогда,
в тёплых ладонях моих провинций - суть только небо, земля, вода;
как оказаться смогла в  детинце герцога Синяя Борода,
где ты мне “кожи дороже принцип“ - вздумал как истину преподать.

да застегнись на сто пять застёжек, отгородись километром стен,
сделай пространство свое невхожим ни для кого до седьмых колен -
вряд ли тебе это жить поможет, ключ к неприступности  - автоген;
вдумайся только, как он ничтожен, страшен и выморочен - твой плен.

что ж, в абсолют возвести желая спорную ценность слепого “я“,
радуйся, - линия  межевая шире, чем в оттепель полынья:
здесь - твоя будка сторожевая, прочее - там, не свести края;
всякую искренность изживает панцирь твой, раковина твоя.

http://poem4you.ru/LikaL/Jeleznyiy-printsip.html

А вот отрывок из стихотворения, посвященного Германии…
«и  на Рейне у Лореляй есть своя скала,
царский трон, где она - уж исстари  так велось-
полюбила глядеться в рейнские зеркала
и чесать золотое пламя своих волос.

их чесала она и пела... и плыл в закат
звук зазывный, и смысл был ясен без всяких слов,
эта дева умела музыку извлекать
из песка и камней, древесных тугих стволов.

ей река отвечала, волны рычали, как
стая бешеных тиров, когти скребли по дну,
прямиком на утёс вёл лодку слепой рыбак,
видя деву на камне, только её одну»
http://poem4you.ru/LikaL/Germaniya.html
И совсем по-иному звучит стихотворение о России, вот самое его начало…
«холщовая моя, льняная,
ты - имя Божие устам,
который век по всем крестам
твою беззлобность распинают.

вздымались, рушились знамёна
в ристалищах добра и зла, -
а ты жила как и жила,
своею жизнью потаённой.

ждала по осени снега
нетерпеливее обновы, -
любимых чад русоголовых
сподручней в них оберегать. ««http://poem4you.ru/LikaL/Rodine.html
Likal не боится избитых тем, у нее много стихов о природе, не обходит стороной те же березки, просто она умеет находить проникновенные образы, не похожие на те , что многократно звучали раньше. Вот несколько примеров…
«зима за дело принялась всерьёз.
чтоб не грешили памятью о лете,
секут метелей бархатные плети
продрогшие тела живых берёз.

стоят нагие, в серебре корон,
и пятна стигм цветут по белой коже.
и лица их до странности похожи
на лики рафаэлевых мадонн».
А тут описание ночи:
«мир укрощен до тишины.
все яви развоплощены
в дрожащем мареве весны,
не огрубелом,

ночь, воцарясь на полстраны,
белит себе и стелет льны,
меж ними бродят колдуны,
и тоже в белом.

заплатки окон вощаных
размыты, в гранях смещены,
и душ движенья не равны
сигналам тела,

опал полУночной луны
сгустился янтарём хмельным,
и птица, стряхивая сны,
с куста взлетела...

И заключительным акцентом поэтического букета от LikaL пусть прозвучит  стихотворение, в котором живет некая затаенная мечта…
«ночью - одним языком с богами,
с равными - равной, днём -
попусту путаюсь под ногами,
тлея свечным огнём.

не парадокса ж пустого ради,
я, под прищур судьбы,
многоугольным предметом клади
отягощаю быт?

просто так есть, и давно привыкла
ждать, что к исходу дня
лёгкой каретою станет тыква
и унесёт меня...»

© Натали Столярова, 11.10.2020. Свидетельство о публикации: 10050-178968/111020

Комментарии (2)

Загрузка, подождите!
1
Ответить

Спасибо, Натали!
Спасибо, Ирина! Как мне хорошо внутри ваших сюжетов и пейзажей! И как трепетно внутри переживаний.
Гармония и резонанс.
Очень люблю Вас читать! Радуюсь красоте и благозвучию.

 
 

2
Ответить
Самойлова Ольга
Рада, что понравилось, Оля.
Загрузка, подождите!
Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...