Конкурс: Центон или лоскутное одеяло
Всем доброго времени суток!
Вдохновение — капризная штука! Никогда не знаешь, когда придет и надолго ли… И вообще, кажется, что все, что можно уже давно написали другие...
Можно ли стать автором, не написав ни одной своей строчки? Как ни странно — да. Для подобных экспериментов даже придуман термин – «комбинаторная поэзия», то есть, такая поэзия, которая создается из уже заготовленных блоков.
Одним из самых старых приемов комбинаторики является ЦЕНТОН (от лат. cento — одежда или одеяло из лоскутков). Эта литературная игра заключается в оставлении нового стихотворения из строк уже написанных стихотворений. Так в IV в. Авсоний уже составлял пространные центоны из строк Вергилия. По его определению центон — это «стихотворение, крепко сложенное из отрывков, взятых из разных мест и с разным смыслом». Но Авсонию было легко — античная поэзия не имела рифмовки. Сложнее составить рифмованный центон. Зато и эффект такого произведения гораздо сильнее.
В основном авторы центонов ставят целью рассмешить слушателя, играя на неожиданном совпадении или контрасте «исходников». При этом «гибрид» должен иметь безукоризненно стройное синтаксическое и ритмическое построение. Чем более известны «исходники», тем более широкий успех центон будет иметь.
Под небом голубым
есть город золотой
с фашистской силой темною,
с проклятою ордой.
В этом центоне Николая Байтова первые две строки взяты из известной песни
«Город золотой» (слова А. Волохонского в обработке Б. Гребенщикова), а две последние — из не менее известного со времен Великой Отечественной войны патриотического гимна «Вставай, страна огромная» (слова В. Лебедева-Кумача).
Центон фактически представляет собой монтаж из нескольких цитат. Стоит отметить, что наиболее эффектны, как правило, такие центоны, в которых используемые в качестве «сырья» цитаты хорошо известны и узнаваемы.
Примеры центонов
Фольклор (автор не известен)
* * *
Однажды в студеную зимнюю пору Некрасов
Сижу за решеткой в темнице сырой, Пушкин
Гляжу, поднимается медленно в гору Некрасов
Вскормленный в неволе орел молодой. Пушкин
И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Некрасов
Мой грустный товарищ, махая крылом, ПушкинВ больших сапогах, в полушубке овчинном Некрасов
Кровавую пищу клюет под окном. Пушкин
Букин
* * *
Муха, муха, цокотуха, позолоченое брюхо, Чуковский
На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами! Ершов
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, Горький
То как зверь она завоет, то заплачет как дитя! Пушкин
Van Bolvan
* * *
Зима. Звенит хрусталь фонтана, Бродский, «Пьяцца Маттеи»
Сверкает зимняя луна. Бродский, «Набросок»
Я простояла у окна, Цветаева, из цикла «Подруге»И в сердце плачет стих Ростана. Цветаева, «В Париже»
Молочный день глядит в окно, Мандельштам, «Сегодня ночью, не солгу»
И я — как страстная фиалка… Есенин, «Чары»
Но времени себя не жалко, Бродский, «Муха»
И уклониться не дано. Мандельштам, «Когда удар с ударами...»
Центон, таким образом, есть прием, соединяющий, объединяющий в пространстве интертекста разные художественные манеры, различные художественные миры, несхожие культуры и отдаленные времена.
Есть центоны, в которых степень участия автора-«составителя» весьма высока. Они обычно представляют собой не просто набор известных поэтических строк, а именно новый, самостоятельный художественный смысл. По структуре такие центоны также отличаются от «стандартных»: основа их конструкции – это строки и поэтические блоки самого автора, в которые встраиваются, к которым пристраиваются структурные части и частички, взятые из уже известных произведений. Приводимый ниже центон кажется именно таковым:
Снова утро туманное, хмурое утро седое,
Дождь по крышам стучит, отцвели хризантемы в саду,
Журавли улетают, трубя, и грозят нам бедою,
И летят снегири (не сочтите, что это в бреду),
Облетают последние маки в саду дяди Вани,
И сударыня-речка швыряет мой маленький плот,
И дубы-колдуны что-то шепчут, как ежик в тумане,
И встают тени прошлого вновь из поганых болот.
И тревожно в груди, словно тигры у ног моих сели,
И звучат, и звучат, и умолкнуть никак не хотят
То мелодия вальса, то песня рабочей артели,
И неясные думы, как в обруч горящий, летят.
И схожу я с ума, но к врачам обращаться не стану,
Лучше лягу-прилягу – меня на заре не буди
И не сыпь, умоляю, ты горькую соль мне на рану:
Просто кончилось лето, и юный октябрь впереди.
Помнишь, вел я когда-то безумные, страстные речи
С ненаглядной певуньей – и тень наводил на плетень…
Если б снова начать!.. Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский платок, кружева на головку надень –
И открой мне калитку, прими же меня, как родного,
Вот уж окна зажглись – не томи же меня, уступи!
Я вернулся домой. Я люблю тебя снова и снова.
Что мне снег, что мне зной? Пусть хоть пули свистят по степи!
Эффект центона основан на совпадении или контрасте нового контекста с контекстом-источником. Вот самый простой рецепт приготовления солянки (центона).
- Прежде всего, подберите ингредиенты: стихи или прозу, которые вас обворожили настолько, что вам захотелось сделать из них что-то особенное. Необязательно это должно быть нечто возвышенное, вовсе нет. Но желательно, чтобы это вас трогало, впечатляло, будоражило, наконец.
- Когда исходные материалы подобраны, и ясны сюжет и фабула, нужно выполнить некоторую техническую работу. Она состоит в том, что ваше произведение – стихотворение – должно иметь определенный размер и ритм. И
вам предстоит все отрывки привести (выражаясь математическими понятиями) к общему знаменателю. Можно, конечно, использовать и разноразмерные стихи, но это несколько портит впечатление: мол, автору не хватает мастерства. Неважно, действуйте. - Итак, определение размера стиха. Поставьте во всех составляющих ударения и пронумеруйте ударные слоги. Например: бУря мглОю нЕбо крОет (1, 3, 5, 7).
Посчитайте заодно общее количество слогов в каждой строке. И так для каждой составляющей центона. - Теперь пытайтесь все привести к одному размеру. Если вам это удалось – центон готов. Да, не забудьте про рифму.Белый стих не приветствуется (в конкурсе не пишем!!!)
ИТАК, ТЗ:
Никаких ограничений ни в жанре (пародия, гражданская, любовная, пейзажная лирика, шутка, патриотический лозунг, песня, басня и пр.), ни в теме не будет. В конкурсе «Лоскутное одеяло» необходимо написать 2 (два) смысловых стихотворения (центона), каждое объемом от 8 до 24 строк. Один центон должен быть из стихотворений известных поэтов (классический), другой – из стихов авторов «poem4you». Количество исходников не ограничено.
Выберите наиболее удобную для вас форму публикации центона на конкурс:
Вариант 1
Строка исходника (Автор, стихотворение)
Строка исходника (Автор, стихотворение)
Вариант 2
Строка исходника (1)
Строка исходника (2)
___________________
(1) Автор, стихотворение
(2) Автор, стихотворение
Центоны, выполненные в другой форме с конкурса будут сняты. Будьте внимательны!
Всем удачи!
Ну и как обычно, центоны должны быть ранее не опубликованные, авторство не выдаем до конца конкурса, общение исключительно в дружелюбной манере и только в рамках конкурса. Куратор, конечно, прав, но истина дороже. Поэтому замечания по делу приветствуются.
___________________________________________________________
Конкурс подготовлен на основе следующих статей интернет-сайтов о комбинаторной поэзии и центонах:
http://masterotvetov.com/kultura-iskusstvo-istorija/154431-kak-prigotovit-centon.html
http://www.stihi.ru/2009/10/04/1109
http://slovomir.narod.ru/slovarevo/ant/14.html
http://www.proshkolu.ru/user/fisheva/blog/66617/
http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_22_468
Для всех голосующих: голосовать нужно по всем 3-м местам! И никак иначе! Даже, если вы считаете, что только 1 стихотворение достойно вашего внимания, отдать голоса необходимо трем! Иначе, все результаты голосования будут недействительны!
Комментарии (41)
Отличный вышел движ.
Для разнообразия отмечу, что победитель и правда был лучший