Поэтические приёмы. Звукопись

Применение разнообразных приёмов для усиление  звуковой выразительности стихотворений.

Звукопись (инструментовка)прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и без­ударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту свое­образную симметрию.

 

Звукопись создаётся самыми различными приёмами: 

 

1. Аллитерация -повторение согласных.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьется

Чуждый чарам черный челн...

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог...

(К.Бальмонт)

В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» писал об аллитерации:

Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе — строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань… Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова

 

 

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:

— Мы фюрера покоррные рабы,

Мы превращаем горрода в грробы,

Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.

(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

 

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.

 

 

 

2. Ассонанс — повторение гласных. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные — не совпадают, (огромность — опомнюсь; жажда — жалко). Ассонанс усиливает выразительность речи.

 У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

(«Бородино», М. Лермонтов)

 

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

 

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:


Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

(А. Пушкин)

 

Ассонанс звука «у» использован чтобы изобразить гул городской улицы.

 
 
А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.
Я вольный ветер, я вечно вею, 
Волную волны, ласкаю ивы, 
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, 
Лелею травы, лелею нивы
(К. Бальмонт) 

 
Повторение гласных «о» и «е»
 
 

 

3. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.


Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

(А. С. Пушкин)


Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив.

(Д. Д. Минаев)

 

 

4. Анафора  — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра.

 

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища.

(А. Пушкин)

 

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

(К. Симонов)

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций: 

Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работой твоей.

(М. Светлов)

 

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:

 

Земля!..
От влаги снеговой

Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.

 

Земля!..
Она бежит, бежит

 

5. Эпифора  — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф.

Шумели, сверкали

и к дали влекли,

и гнали печали,

и пели вдали…

(К. Бальмонт)


6. Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.


И хруст песка, и храп коня

(А. Блок)


Морозом выпитые лужи

хрустят и хрупки, как хрусталь

(И. Северянин)


Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

Комментарии (6)

Загрузка, подождите!
1
Kegdan11.07.2013 07:06
Ответить

Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
 

И Вам, плебеям, знать о них незачем. 
 
Отсутствия ссылки на оригинальную статью — нарушения авторского права

2
администратор
Ответить

Михаил, в разделе «Литература» есть ссылки на материалы, которые использованы при подготовке учебника. 

 

И Вам, плебеям, знать о них незачем. 

Цель учебника дать базовые знания и указать направления для развития. Много электронного текста отпугивает начинающих авторов, для которых, в первую очередь предназначен учебник.

В «Академии стихосложения» есть раздел «Статьи» где планируется детализация (каждый может добавить туда статью, которая опубликуется после одобрения редактором).

 

Последний раз редактировал Администратор 11.07.2013 19:53
3
Ответить

Да уж — сирые мы и убогие… И на плебеев согласны. Лишь бы не ущемить Ваше, Kegdan, самолюбие. Или же — самовлюблённость...

4
Ответить

А так ли важны эти приемы, если слова и строки идут из души? Я не думаю, что прям все, кто пишет и балуется рифмой, знает все эти приемы....

5
Конвалия18.08.2013 11:35
Ответить

Елена, Вы правы. Я до этой минуты вообще не подозревала о существовании этих приемов)))

6
Lyu Xabir03.11.2013 15:38
Ответить

А так ли важны эти приемы, если слова и строки идут из души

Желательно всё же знать. Душа — эт хорошо, конечно, но при хреновом звуке её в ваших стихах могут и не заметить

Загрузка, подождите!
Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...