Рифма

Общая информация о рифме. Различные типы рифмы. Рекоммендации. 

Рифма — звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения.Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов.

В поэзии разных народов к употреблению рифмы предъявлялись различные требования, например, во Франции рифмованные окончания строк должны были иметь не только сходное звучание, но и похожее написание, а современные англоязычные стихи рифмы чаще всего не имеют.

В русской поэзии редко встречаются стихи без рифмы, как правило это:

белые стихи — стихи без рифмы, которые обладают определённым размером (сходным числом и/или порядком чередования ударных и безударных слогов), например:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня.
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству…

(А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери», белый пятистопный ямб)


ещё примеры

Приди — открой балкон. Как небо тихо; 
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном 
И лавром пахнет, яркая луна 
Блестит на синеве густой и темной, 
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..» 
А далеко, на севере — в Париже — 
Быть может, небо тучами покрыто, 
Холодный дождь идет и ветер дует. 
А нам какое дело? слушай, Карлос, 
Я требую, чтоб улыбнулся ты... 
(А.С.Пушкин, «Каменный гость»).

Сяду я за стол да подумаю: 
Как на свете жить одинокому? 
Нет у молодца молодой жены, 
Нет у молодца друга верного. 
(А. Кольцов)

Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел...
(Н. Карамзин)

Эффект, производимый белым стихом, действенен только в тот период и только тогда ощутим читателем, когда подавляющее большинство поэтов рифмуют строки, а читающая публика начинает видеть в рифме чуть ли не главный признак стихотворной речи.

 

верлибры — свободные стихи, ни размера, ни рифмы. Верлибры можно сотворить из любой прозы, разбив ее на строки различной длины. Верлибр — это нарушение всех правил стихосложения.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней...

(А. Блок)

ещё примеры

Молодые девушки похожи лицом
на небо,
на ветер,
на облака.
Потом из них получаются
верные жены,
лица которых похожи
на дома,
на мебель,
на хозяйственные сумки.
Но их дочери
вновь похожи лицом
на небо, ветер
и весенние ручейки.
(Арво Метс)

Ночью как-то вольнее дышать мне,
Как-то просторней...
Даже в столице не тесно!
Окна растворишь:
Тихо и чутко
Плывет прохладительный воздух.
А небо? А месяц?
О, этот месяц-волшебник!
Как будто бы кровли
Покрыты зеркальным стеклом,
Шпили и кресты – бриллианты;
А там, за луной, небосклон
Чем дальше – светлей и прозрачней.
Смотришь – и дышишь,
И слышишь дыханье свое,
И бой отдаленных часов,
Да крик часового,
Да изредка стук колеса
Или пение вестника утра.
Вместе с зарею и сон налетает на вежды,
Светел, как призрак.
Голову клонит, – а жаль от окна оторваться!
(А. Фет)

К стихотворениям без рифмы относятся также традиционные японские жанры: хайку(хокку) и танка, которые вызывают всё больше интереса у авторов и читателей. Но в дебри пока залазить не будем, урок всё-таки о рифме, так то перейдем, наконец, к ней.

Употребление рифмы в русской поэзии характерно использованием слов, имеющих созвучные ударные слоги.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

мужская рифма - ударение на последнем слоге:

Оборвана цепь жизни молодо´й,
Окончен путь, бил час, пора домо´й,
Пора туда, где будущего не´т,
Ни прошлого, ни вечности, ни ле´т.

(М.Ю. Лермонтов «Смерть»)


женская рифма - ударение на предпоследнем слоге.

Есть речи значе´нье,

Темно иль ничто´жно,
Но им без волне´нья
Внимать невозмо´жно,
Как полны их зву´ки
Безумством жела´нья!
В них слезы разлу´ки,
В них трепет свида´нья.

(М.Ю. Лермонтов «Есть речи значенье…»)

дактилическая рифма — ударение располагается на третьем слоге от конца строки. 

Тучки небесные, вечные стра´нники!
Степью лазурною, цепью жемчу´жною
Мчитесь вы, будто как я же, изгна´нники
С милого севера в сторону ю´жную.
(М.Ю. Лермонтов «Тучи»)


гипердактилическая рифма — ударение падает на четвёртый слог или дальше (используется крайне редко). 

От луны лучи протя´гиваются,
К сердцу иглами притра´гиваются…

(В.Я. Брюсов)

В строфе могут контрастировать разные типы рифмы, например:

Мой дядя самых честных пра´вил, (женская)
Когда не в шутку занемо´г, (мужская)
Он уважать себя заста´вил (женская)
И лучше выдумать не мо´г. (мужская)
Его пример другим нау´ка; (женская)
Но, Боже мой, какая ску´ка (женская)
С больным сидеть и день, и но´чь, (мужская)
Не отходя ни шагу про´чь! (мужская)
Какое низкое кова´рство (женская)
Полуживого забавля´ть, (мужская)
Ему подушки поправля´ть, (мужская)
Печально подносить лека´рство, (женская)
Вздыхать и думать про себя´(мужская)
«Когда же черт возьмёт тебя´(мужская)
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Потонула деревня в уха´бинах, (дактилическая)
Заслонили избёнки леса´(мужская)
Только видно, на кочках и впа´динах (дактилическая),
Как синеют кругом небеса´(мужская)
(Сергей Есенин «Русь»)

Также рифмы отличают по точности созвучий и способам их создания (точные и неточные, бедные и богатые, ассонансные и диссонансные). Для того чтобы оценить рифму нужно уметь различать звуки, для чего нужно научится их чувствовать или знать базовые правила русской фонетики. Приведенная ниже информация может показаться сперва непонятной для несведущего в фонетике человека, однако сразу под правилами приведены таблицы звуков с  примерами, которые помогут всё прояснить.

Кратко о русской фонетике (по Р. Аванесову) 
В русской речи шесть гласных фонем: [и], [ы], [у], [а], [о], [э] и две их редуцированные формы: [´´], [i]. Здесь [´´] – редуцированный звук среднего ряда среднего подъема; [i] – редуцированный звук верхнего ряда среднего подъема, похожий на краткий [и]. 

Толькоиыу всегда произносятся так, как пишутся (и в ударных, и в безударных слогах). 
Буква ю после мягкого согласного произносится [у], в остальных случаях [йу]; то же относится к буквам я ([а] и [йа]), ё ([о] и [йо]), е ([э] и [йэ]). 
Гласные а и о под ударением произносятся [а] и [о] соответственно; в заударных слогах они редуцируются в [´´]. 
Гласный э под ударением произносится [э]; в заударных слогах он после твердых согласных редуцируется в [´´], после мягких в [i]. 
Таким образом, в заударном слоге могут встречаться только гласные [и], [ы], [у], [´´], [i]. Согласно традиции, в русской просодии звуки [i] и безударный [ы] считаются совпадающими, т. е. различаются только четыре заударных гласных. 
На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие: снег [сьнек], кровь [крофь], рожь [рош], врозь [врось] и т. п. 
В словах с двумя звонкими согласными на конце слова на месте обоих звонких согласных произносятся глухие: дрозд [дрост], гроздь [гросьть], трезв [тресф], надежд [надешт]. 
На месте звонких согласных перед глухими произносятся соответствующие глухие: трубка [трупк´], низко [ниск´], книжки [книшки]. 
На месте глухих согласных перед звонкими (кроме [в]) произносятся соответствующие звонкие: просьба [прозьб´], вокзал [вагзал], отбыл [одбыл]. 
Ситуацию с непроизносимыми согласными не описываю, т. к. выйдет очень многословно. Будем считать, что эти правила всем известны интуитивно.

Примеры:


 

точная рифма – совпадают звуки, начиная с ударного гласного и до конца стиха. Например: клад-взят, корова-ново, дышит-колышет, низко-миска, искусство-чувства, сердца-дверца. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

неточная рифма - не совпадают однин или нескольких согласных в окончании стиха. Например: хороший — пороша, подорожник — нарочно, балаганчик — мальчик, рассказ — тоска, листья — лица.

 

Обратите внимание, что использование неточной рифмы оправданно:

1) когда диссонанс искупается, большим количеством созвучных слогов, что, в принципе, только обогащает рифму.
2) когда преднамеренно все произведение написано такой «нечеткой» или «псевдо-рифмой», в результате чего видно, что это особая форма.
Все остальные случаи показывают, что автор допустил грубую ошибку. Так что, срифмовал «гору» с «морем» — исправляй и имей уважение к читателю!

Некоторые авторы классифицируют рифмы на богатые и бедные:
богатая рифма - точная рифма в которой совпадает предударный согласный. Чем больше сходство опорных предударных звуков, тем богаче и созвучней рифма.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обма´н,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний тума´н.

(А. С. Пушкина «К Чаадаеву»)

бедная рифма - созвучны лишь ударные гласные.

Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена´.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори, моя звезда´!
(В.Чуевский)

 

Бедными также называют рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, например глагольные рифмы: летать — стонать — читать — знать — играть — летать...; рифмы из прилагательных на "ой": большой — простой — пустой...; рифмы из существительных на "ание": гадание — желание — сияние — старание… Также бедными являются тавтологические рифмы (слово рифмуется само с собой или с однокореннім словом), например ждать-подождать.

 

Среди неточных рифм интересны, с точки зрения нестандартности:

ассонансная рифма — созвучны гласные звуки при полном или частичном несовпадении согласных. Чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним — максимум созвучно, но не является точной рифмой.

Я сегодня до зари вста´ну,
По широкому пройду по´лю.
Что-то с памятью моей ста´ло
Всё, что было не со мной, помню.
(Р.Рождественский)

диссонансная (контрсонансная) рифма - не совпадают ударные гласные:

парус — пелось, бублики — яблоки, страстный — грозный, норов — коммунаров, плавно — словно, слушать — лошадь … Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ — сокрыт, мечети — мечите, полочка – пилочка…    Гриб-грабь-гроб-груб.

Было: социализм — восторженное слово!
С флагом, с песней становились слева,
и сама на головы спускалась слава.´

Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные ду´ла.
Вместо гор восторга — горе до´ла.
Стало: коммунизм — обычнейшее де´ло.

(В. Маяковский)

ещё пример

В блеске зимней ночи та´ющая,
Обрати ко мне твой ли´к.
Ты, снегами тихо ве´ющая,
Подари мне лёгкий сне´г.
(А.А. Блок)

 

рифма с чередованием(перестановкой) — рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. рифма — нимфа, юрта — утро, прут-трупсхема - смеха;

переставленная рифма — диссонансная рифма из слов, в которых слоги меняются местами. Такие рифмы встречаются в поэзии очень редко и относятся к разряду экспериментальных: выестьесть Вы; пилототпил, человеквек чело;

Улицалица у; резчечерез.

 

предударная рифма - совпадают ударные гласные и предударные звуки или слоги. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма — единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли: поле´гче — поле´зный, пролета´рий — пролета´ли, коро´бится — коро´вушка, прися´га — прися´ду/ 

Небо стало очень
Синим. С длинным криком
Проплывала осень
Журавлиным клином.
Целовались гу´бы
С белым карава´ем.
Пролетели гу´си
Серым карава´ном.
(С. Панкратов)

разнословная рифмарифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая.   Солнце - сон целое, судорог  — разнесу дорограб расти — храброститех, кто рушаещееся — архитекторшёпот  — хорошо подза сто и  — глазастые (В. Маяковский);

 

разноударная рифмарифма, состоящая из слов с ударением на различных слогах от конца: вдребезги — ни зги, волны — полны.

 

 

 

Рифмы различных частей речи (разнородные рифмы)

рифмовка одинаковых частей речи в одной и той же форме называется параллельной и не является шедевром рифмы.

.....................................................................................

.....................................................................................

Комментарии (5)

Загрузка, подождите!
1
Lyu Xabir31.07.2013 15:39
Ответить

Опять много умных слов((( Но хоть понятней, чем про размеры

2
Ответить

Слова и умные, и необходимые!!!

3
Шведовский19.02.2014 22:51
Ответить

Есть ещё детская рифма, когда стихи пишут те, кто не умеет ещё разговаривать. Ля-ля, тра- ля, ля- ля, бла- бла, тра- та, та- та, ой- ёй, ёй -ой и пр. и тр.

А если рифма вначале стиха:

ЖИВУ КАК УМЕЮ,

ЛЖИВО ЖИВУ Я,
ВСЛУХ НЕ СКАЖУ ВАМ,

ОЛУХ ВЕДЬ Я

Тогда как?

 

Последний раз редактировал Шведовский 19.02.2014 23:24
4
Грин28.03.2015 23:06
Ответить

Вот последнее предложение в статье напишите, пожалуйста, крупными буквами и сразу раз десять! Что это, конечно, не запрещено, но каждый раз нужно совершенно точно понимать, что "не является шедевром рифмы". И ещё надо бы дать понятие о банальной рифме. Которая тоже не запрещена, но ещё больше не является шедевром. А так — занимательно и познавательно. Хорошее дело!

5
Ответить
Спасибо, полезные знания.
Загрузка, подождите!
Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...