Рифмовка
Ниже представлены основные способы рифмовки:
Смежная рифмовка «ААBB» — первая строка рифмуется со второй, третья с четвёртой и т.д.
Чтоб дружбу товарищ пронёс по волна´м, -
Мы хлеба горбушку – и ту попола´м!
Коль ветер лавиной, и песня – лави´ной,
Тебе – половина, и мне – полови´на!
(А. Прокофьев)
Перекрёстная рифмовка «АBАB»
О, есть неповторимые слова´,
Кто их сказал – истратил слишком мно´го,
Неистощима только синева´
Небесная и милосердье Бо´га.
(А. Ахматова)
Кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»
Уж подсыхает хмель на ты´не.
За хуторами, на бахча´х,
В нежарких солнечных луча´х
Краснеют бронзовые ды´ни…
(А. Бунин)
Холостая рифмовка «АВСВ» — первая и третья строки не рифмуются.
Травка зеленеет,
Солнышко блести´т,
Ласточка с весною
В сени к нам лети´т.
(А.Н. Плещеев)
Гиперхолостая рифмовка «АВAС»
Вторая и четвёртая строки не рифмуются. Отсутствие традиционной рифмы в конце четверостишия приводит к эффекту обмана рифменного ожидания. Употребляется достаточно редко.
Это было в глухое вре´мя,
Наяву ли, во сне – не знаю.
Ночью ставил я ногу в стре´мя
И давал жеребцу поводья.
(Всеволод Рождественский)
Смешанная рифмовка (вольная)– способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и т.д… Пример смешанной рифмовки:
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С. Пушкин)
ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC
Земную жизнь пройдя до полови´ны,
Я очутился в сумрачном лесу´,
Утратив правый путь во тьме доли´ны.
Каков он был, о, как произнесу´,
Тот дикий лес, дремучий и грозя´щий,
Чей давний ужас в памяти несу´!
Так горек он, что смерть едва ль не сла´ще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой ча´ще…
(А. Данте)
ЛИМЕРИК — пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА.
В лимериках 3 и 4 строки имеют меньшее количество слогов чем 1, 2 и 5.
Жил-был старичок у прича´ла,
Которого жизнь удруча´ла.
Ему дали сала´ту
И сыграли сона´ту,
И немного ему полегча´ло.
(Э. Лир)
ТРИОЛЕТ -восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB, где строки А и В повторяются как рефрены.
Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя!
(Константин Бальмонт)
МОНОРИМ - стихотворение или часть его, использующее одну рифму (или с «однозвучной рифмовкой» по определению А. П. Квятковского)
(АААА, АА-ВВ-СС…).
А недавно две газе´ли
Позвонили и запе´ли:
— Неужели, в самом де´ле,
Все сгорели карусе´ли?..(Корней Чуковский, «Телефон»)
К моноримам также относятся: газель, касыда, месневи, фард… Примеры фардов:
Надежду – солнечную нить – на счастье люди тку´т;
Сумеешь лучик сохранить – удачи дни приду´т.
* * *
Пускай дурной молвы печать твой дом не потрево´жит;
Ты злом на зло не отвечай — оно лишь горе мно´жит.
* * *
Не долог путь наш по земле, тернист его покро´в…
Но слышен каждому во мгле добра извечный зо´в.
(Абдуррахман Джами)
РУБАИ — рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА.
В колыбели – младенец, покойник в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.
(Омар Хайям)
ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.
Опьяня´ет сме´лый бе´г,
Овева´ет бе´лый сне´г,
Ре´жут шу´мы тишину´,
Не´жат ду´мы про весну´.
(Валерий Брюсов)
А вот примеры совершенных панторифм:
Небом живы –
не бомжи вы.
Поэта путь мой -
По этапу тьмой.
Рифмовка 4+4 («квадратная рифмовка») -рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD
А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий -
Ночью снял на память гром.Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом.
(Борис Пастернак)
Рифмовка 3+3 («треугольная рифмовка») — рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC
А потом мне снились горы -
В белоснежных одеяньях
Непокорные вершины,И хрустальные озёра
У подножий великаньих,
И пустынные долины...
(В. Невский)
Информация о рифмовке подготовлена по материалам http://rifmoved.ru
Комментарии (2)
Это очень серьёзно и очень нужно авторам. Спасибо!!!
Можно бы подробнее и развёрнутее дать информацию о твёрдых формах — они самоорганизуют поэтов.