Ритм и размер
Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или электричество. Магнетизм и электричество — это виды энергии. Ритм может быть один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу однообразной, так как ритм может быть до того сложен и трудно оформляем, что до него не доберешься и несколькими большими поэмами.
(Владимир Маковский)
Ритм – равномерное чередование ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов. Ударный слог с сопутствующими ему безударными слогами называется стопой.
Договоримся обозначать ударный слог символом "/", а безудрный — "—"
Существует несколько систем стихосложения:
Силлабическая - равное число слогов в строке.
Тоническая - количество ударных слогов в строке повторяется, безударных неопределенное количество.
Примеры:
Дольник — стих, делящийся не на одинаковые стопы, а на схожие фрагменты, с одним ударением в каждом. При этом интервалы между ударными слогами в дольнике равны 1-2 слогам.
Так беспо´мощно гру´дь холоде´ла,
Но шаги´ мои бы´ли легки´.
Я на пра´вую ру´ку наде´ла
Перча´тку с ле´вой руки´.
(Анна Ахматова)
Акцентный стих — интервал между ударными слогами от нуля до шести слогов
Ну, это совершенно невыносимо!
Весь как есть искусан злобой.
Злюсь не так, как могли бы вы:
как собака лицо луны гололобой -
взял бы
и все обвыл.(Владимир Маяковский)
Верлибр - нет ни рифмы, ни размера, а ритм создается благодаря паузам и членению на строки.
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов…(Александр Блок)
Силлабо-тоническая — равное число слогов и ударений, причем ударные слоги повторяются в определенной последовательности. Порядок чередования ударных и безударных, слогов называется размером или метром (метрической схемой).
Большинство известных Вам стихотворений написано в силлабо-тонической системе стихосложения.
Стихотворный размер (метр) бывает двусложным, трехсложным, четырёхсожным и т.д. — в зависимости от количества слогов в стопе.
Рассмотрим только основные размеры: двужложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий).
Ямб — двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, — сильный, энергичный.
Таким образом, стопа ямба состоит из двух слогов: первый безударный, второй ударный (— /).
Четырёхстопный ямб:
Опя´ть стою´ я на´д Нево´й,
И сно´ва, ка´к в былы´е го´ды,
Смотрю´ и я´, как бы´ живо´й,
На э´ти дре´млющи´е во´ды.
— / — / — / — /
— / — / — / — / —
— / — / — / — /
— / — / — / — / —(Фёдор Тютчев)
Хорей — двусложный размер с ударением на первом слоге. Ритм стихотворения более мягкий, завораживающий.
Таким образом, стопа ямба состоит из двух слогов: первый ударный, второй безударный (/ —).
четырёхстопный хорей
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С.Пушкин)
/ — / — / — / —
/ — / — / — /
/ — / — / — / —
/ — / — / — /
Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Это тревожный, волнующий и в то же время однообразный, мерный, похожий на шум прибоя ритм (/ — —).
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там — на просторе,
Тот же всевечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
(Ф.И. Тютчев)
/ — — / — — / — — /
/ — — / — — / — — /
/ — — / — — / — — / —
/ — — / — — / — — / —
/ — — / — — / — — /
/ — — / — — / — — /
Анапест – это трехсложный размер с ударением на последнем слоге. У слушателя появляется ощущение взволнованной, откровенной речи – чувствуется сбивчивое дыхание (— — /).
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
(И.А. Бунин)
— — / — — / — — / — — / —
— — / — — / — — /
— — / — — / — — / — — / —
— — / — — / — — /
Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Это гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи ритм (— / —) .
Все синие, серые, карие глазки
Смешались, как в поле цветы…
(Н.А. Некрасов)
— / — — / — — / — — / —
— / — — / — — /
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.(Н. А. Некрасов)
— / — — / — — / —
— / — — / — — /
— / — — / — — / —
— / — — / — — /
Ритмический узор стихотворения образует не только стихотворный размер, но и пропуски ударений на ритмически сильном месте — пиррихий, а также не метрическое («лишнее») ударение – спондей.
Пиррихий — стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе
Пиррихий в ямбе
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…(А.С. Пушкин)
/ — / — — — /
/ — / — — — /
Сами по себе такие пропуски не являются ошибкой, даже наоборот, придают стихам желательное ритмическое разнообразие, т.к. ударные и безударные слоги различаются по длительности, и с помощью пиррихиев и спондеев можно регулировать динамику стихотворения.
Спондей - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.
Спондей (лишнее ударение) в ямбе
Швед, русский – колет, рубит, режет.
(А.С. Пушкин)
/ / — / — / — /
Комментарии (9)
угу, поняла разницу между тем, что я считала дольником(акцентный стих) и собственно дольником, как таковым… Спасибо!) Вот думаю — не открыть ли подраздел в мастер-классе — учимся писать акцентный стих? Я бы и сама не прочь поучиться, а сведущие люди провели бы этот мастер-класс...
прочитала — стало ещё интересней)))
С точки зрения классификации — да, а практически — можно ли назвать стихи Маяковского фиктивными, не смотря на
?
Сколько ни читаю про размеры, а въехать ну никак не могу — такая сложная вещь((((
Вот та печка, от которой и плясать нужно.
Ямб, хорей, анапест и т.д. — МЕТРЫ стихосложения. РАЗМЕРЫ — понятие, несколько отличающееся...
А если всё скомкать на нет, начало стиха ябное, продолжение анапестное и окончание хорейное, то что можно сказать о поэте, написавшего сей винегрет?
Тема ритма и размера — любимая.
Постоянно экспериментирую.