Пушкин А. С. Евгений Онегин. Глава Первая
Поэма / Читателей: 55
Инфо

Содержание.
1.ВСТУПЛЕНИЕ.
2.РИФМИКА ОНЕГИНСКОЙ СТРОФЫ И РАЗМЕРЫ СТРОК.
3.СТАТИСТИКИ РОМАНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН“.
4.БЛОКОВАЯ РИТМОГРАММА.
5.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.


1. ВСТУПЛЕНИЕ.
  Приступим к изучению ритмики романа в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин“.
Набрав в браузере поисковый запрос “Онегинская строфа“, мы получим 45 700 документов.
  Самое поразительное, все работы накопленные за 200 лет, посвящены рифмике романа. И нет ни одной работы посвящённой исследованию ритмики. Даже в монументальном исследовании романа “Евгений Онегин“ В. Набокова не сказано ни слова о ритмики Онегинской строфы.
  Оно и понятно. Исследование ритмики настолько трудоёмкий процесс, что возможность её исследования открылась лишь недавно, благодаря революции в области научно-технической информации и прогрессу электронной техники.


2. РИФМИКА И РИТМИКА ОНЕГИНСКОЙ СТРОФЫ И РАЗМЕРЫ СТРОК.
    Онегинская строфа  состоит из 14 строк, с отрифмованными четверостишиями.
- первое четверостишие с перекрестной рифмовкой AbAb;
- второе четверостишие с парной рифмовкой CCdd;
- третье четверостишие с опоясывающей рифмовкой EffE;
- двух заключительных строк  с парной рифмовкой gg.

AbAb CCdd EffE gg

A, C, E – строки с женскими рифмами.
b, d, f, g – строки с мужскими рифмами.

  Для иллюстрации всего, вышесказанного приведём строфу Раздела V Первой главы
романа “Евгений Онегин“.
 
1.  Мы все учились понемногу.............9 A
2.  Чему-нибудь и как-нибудь,..............8 b
3.  Так воспитаньем, слава богу,...........9 A
4.  У нас немудрено блеснуть...............8 b

5. Онегин был по мненью многих........9 C
6. (Судей решительных и строгих).......9 C
7. Учёный малый, но педант:................8 d
8. Имел он счастливый талант...............8 d

9. Без принужденья в разговоре.............9 E
10. Коснуться до всего слегка................8 f
11. С учёным видом знатока..................8 f
12. Хранить молчанье в важном споре.9 E

13. И возбуждать улыбку дам.................8 g
14. Огнём нежданных эпиграмм............8 g 

В колонке справа цифры 8 и 9 - количество гласных в строке.

  Использование диаграмм для иллюстрации строковой ритмики позволило выявить количество гласных звуков в строках с женскими и мужскими рифмами. Строки с женскими рифмами содержат 9 гласных звуков, а строки с мужскими рифмами - по 8 гласных звуков.  Эта закономерность, наглядно проиллюстрирована на диаграмме «ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА».


3. СТАТИСТИКИ РОМАНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН“.
Роман “Евгений Онегин“ состоит из восьми глав. Каждая глава состоит из Разделов пронумерованных римскими цифрами.
Глава Первая. Разделы I–VIII(8), X–XII(3), XV–XXXVIII(24), XLII–LX(19).
В круглых скобках указано количество Разделов в привычной арабской цифровой нотации. Всего, если судить по римской нотации, в Первой главе должно быть 60 Разделов. Но некоторые Разделы отсутствуют. Поскольку были исключены поэтом. Таким образом в Первой главе осталось 54 Раздела.

    Разделы содержат по 14 строк. Как не трудно подсчитать, всего в Первой главе 756 строк. Попробуйте в ручную сосчитать количество гласных звуков (или тоже самое слогов) в 756 строках. Вот мы и получаем объяснение, почему исследования ритмики стихов так и не осуществлялись.

  В Строковой Ритмограмме Онегинской строфы иллюстрируется распределение гласных звуков в 14 строках, из которых состоят Разделы и приводится сопоставление длинны строк с их рифмикой. На приведённой диаграмме впервые приводится графическая  иллюстрация Онегинской строфы в таком, комплексном виде. На одной диаграмме отображена как рифмика, так и ритмика.


4. БЛОКОВАЯ РИТМОГРАММА.
  На диаграмме “Слоги по позициям Блоковой ритмограммы“ видно, что на 2, 4, 6, 8 позициях (столбцы чёрного цвета) приходится 2444 ударных слога, что от количества слогов в Первой главе 3054 составляет 80%.

    Для дальнейшего анализа напомним ритмику некоторых стихотворных метров русского стихосложения.
ХОРЕЙ. Ударение в строках стиха на 1, 3, 5, 7 и т. д. слогах.
ЯМБ. Ударение в строках стиха на 2, 4, 6, 8 и т. д. слогах.

Ведущим стихотворным метром в Первой главе романа в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин является Ямб. СИЛА* СТИХОТВОРНОГО МЕТРА ЯМБ РАВНА 80%.

*Примечание.
Для характеристики общей картины распределение ударных гласных во всём стихотворном произведении вводится специальная мера стихотворных метров - СИЛА. Под СИЛОЙ стихотворного метра понимается отношение количество ударных гласных на позициях стихотворного метра к общему количеству ударных гласных в стихе, выраженное в процентах.


5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Красочные Диаграммы ритмики стихов необходимо широко использовать при изучении русского языка и литературы в ВУЗах, школах, литературных кружках.
Использование Ритмограмм позволит наглядно увидеть Рифмику и Ритмику произведений русских  поэтов.Наглядные иллюстрации избавят учащихся от кошмара нудных, словесных пояснений русской поэтики. Пояснений - “разжёвываний“, которые способны убить всякий интерес к стихотворным произведениям, чем привлечь к ним внимание.
Красочные диаграммы можно использовать в качестве символов различных Пушкиниад, для памятных бейджиков участникам мероприятий.

© Ангарский, 05/06/2019. Свидетельство о публикации: 10050-170822/050619

Комментарии (10)

Загрузка, подождите!
1
Ответить

Интересное исследование! Лет двадцать пять назад я читал исследование некоего автора о расчёте звонкости стихов, где ударные гласные получали 7 баллов, безударные 6, сонорные согласные типа М, Н по 5 и так до глухих шипящих по одному.
Помню пример звонкой строки из Георгия Иванова:
На небо глядела с тоскою

2
Grag05/06/19 07:40
Ответить
О, второй Шенгели нарисовался
3
Grag05/06/19 07:47
Ответить
Строки с женскими рифмами содержат 9 гласных звуков, а строки с мужскими рифмами — по 8 гласных звуков. Эта закономерность, впервые установлена нами и наглядно проиллюстрирована на диаграмме

Это сча серьёзно было?
5
Ангарский05/06/19 12:15
Ответить

Павел Мартыно
Я познакомился с литературоведческой школой Санкт -Петербурга.
Они там пытаются на Онгинские строфы набросить флёр чисел Фибоначчи, золотое сечение из геометрии и ряд трансцедентных чисел, появившихся в десятичной системе счисления. При чём делают это с таким упоением, что для подтверждения своих «открытий»совсем не нуждаются ни в тексте «Евгения Онегина», ни в самом Пушкине.
 
С открытием Лобачевским неэвклидовой геометрии, перед математиками открылось гладкое поле по созданию непротиворечивых умственных систем на любой аксиоматической основе.
При чём, ньюконструкторов совершенно не интересует как соотносится построенная ими числовая система с реальным миром.
Хотя предшественники уделяли этому самое пристальное внимание. Георг Кантор, создав теорию множеств, обещал на этом фундаменте подвергнуть ревизии всё естествознание.
Лобачевский за подтвежением реальности своей неэвклидовой геометрии обращался к астрономическим наблюдениям.
 
Вот почему, усилия петербургских лингвистов в звукосочетании стихов найти аналогии с мировыми константами (число пи, константа Эйлера, золотые сечения, структура числовых рядов Фибоначчи и пр.) позволяет полагать, что все эти потуги ни на йоту не приближают нас к пониманию стихотворной гармонии произведений поэзии.

Последний раз редактировал Ангарский 05/06/2019 13:02
6
huginn08/06/19 10:01
администратор
Ответить
Вы людей совсем за идиотов держите?
7
Ангарский06/10/19 10:45
Ответить

Не всех.
И не держу за идиотов, а называю вещи своими именами.

8
Ответить

Большое спасибо, уважаемый Автор! Теперь у нас появилась ещё одна площадка для стёба и флуда!
 
Кстати, а Вы сами не пробовали анализировать что-либо? А у Вас есть чего поанализировать?

9
Ангарский09/10/21 06:34
Ответить

Есть, есть и собственные стихи, которые нужно будет проанализировать. Построить ритмограммы.
Но я не мечу бисер перед всеми без разбора

10
aequans09/10/21 08:11
Редактор
Ответить

Это что-то лютое, простите. Целая диаграмма, чтобы показать схему онегинской строфы, что вообще-то одной строкой делается - AbAb CCdd EffE gg — вот так.
 
На второй диаграмме наглядно видно, что на первый слог чаще ложится внесистемное ударение; это прям я не знаю. Ну на это ведь кто только не указывал, само свойство нашего языка таково. Если первый слог нужно «разгрузить», то именно это требует осознанных — и немалых — усилий от поэта.
 
Меня сквикают заверения автора в оригинальности его исследования. У того же Гаспарова есть подсчёты куда более тонкие и трудоёмкие, и проделывал он их порой вручную. «ЕО» изучен вдоль и поперёк. Что до ритмики конкретно ЕО, вот один пример: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/psx/psx2144-.htm
Он гораздо более по делу, чем эта штука с диаграммами, поскольку там используются научные методы.
 
По прочтении приведённого предисловия ощущаю ещё и вот какое недоумение. Любому школьнику известно, что отнюдь не весь роман написан онегинской строфой, есть ещё письма Татьяны и Евгения, песня девушек и кое-что ещё. Но я не вижу об этом оговорки. Всё, труд в моих глазах обесценен — получается, что автор исследования самого романа даже не читал.
 
Я давно в интернете и научился не реагировать на спорное. Каждый возделывает свой сад. Но фраза про бисер из камментов меня добила, извините. У меня полыхает.
То есть вы не везде воспроизводите свои тексты со стихиры, да? Это ещё нужно заслужить? Вот ваш Курощуп — мы никогда его не дождёмся? 
 
Жаль. Золотых, бессмертных строк живого классика не удостоился видеть наш ресурс.
 

В лесу бабаи вдруг пристанут
И щекотать все сразу станут.
До усмерти защекотят бабаи.
Кто это были, я не знаю.

Последний раз редактировал aequans 09/10/2021 08:13
Загрузка, подождите!
Добавить комментарий

Подождите, комментарий добавляется...