Интервью с МАРИЕЙ ШЕЛУХИНОЙ. «…повороты дороги прибавят веры в себя…»
Мария Шелухина
Интервью Натали Столяровой с одним из наиболее
интересных поэтов сайта.
— Маша, ты родом из Питера… Мне захотелось
увидеть твой город по твоим стихам, и вот что я нашла…
«Застыли мосты, не смыкая озябших рук,
И волны смывают надежду с гранитных плит.
А сердце моё, не желает влюбляться в юг,
И тянет на север, упрямое как магнит.»
http://poem4you.ru/MaSho/Magnit.html
«Я в прозрачный
флакон положу городские приметы:
Сигаретные выхлопы, запахи модных духов,
Дрожь вагонов метро и усталость вчерашней газеты,
Перекрестия улиц и щебет трамвайных звонков.
Я добавлю немного Залива с его недосолом,
Грациозные взмахи пролётов чугунных мостов,
Сарафан Петропавловки с мокрым гранитным подолом,
Что полощет Нева, выходящая из берегов.
И смешав впечатления, запахи, звуки, картины,
Я закрою флакон с концентратом родных мелочей.
От тоски принимай вместо но-шпы и аспирина
Это горькое средство с оттенком жемчужных ночей.» http://poem4you.ru/MaSho/Vmesto-no-shpyi-i-aspirina.html
«Город сделает звуки тише,
Опуская в чернила перья
Белых чаек, он скажет: “Верь мне!“
И к утру мое завтра напишет.» http://poem4you.ru/MaSho/Vechernee.html
А
какое питерское «завтра» видится тебе?
— Исключительно светлое )))
— И милые питерские дожди расцветишь
радугой?
— Ни за что! Давайте не будем делать из моего города
мультяшную карамельку!
— Согласна. Но я читала много твоих стихов,
только дождиков там не обнаружила… Ты
любишь солнечную погоду?
— Дождь в моих стихах очень даже есть. А погоду я люблю
всякую. Жару только не выношу абсолютно. Если на улице больше 25, я превращаюсь
в злобное растявшее мороженое.
— У тебя есть очень трогательное стихотворение
«Дедушке»
«Что я
запомню из сказанного тобой?
Много ли жизни в скоплении слов “живой“?
Живо ли то, что еще излучает свет
Только внутри меня — то, чего больше нет?
poem4you.ru/MaSho/Dedushke.html
А что живо в тебе от деда? Какую роль сыграл он
в твоей жизни?
— Неожиданный вопрос, но постараюсь ответить… Во мне много от
деда. Он был потомственным пчеловодом, поэтому я не боюсь пчел и вполне могу
залезть в улей. Дед привил мне любовь к растениям, особенно к лекарственным. Но
самое главное, что именно он научил меня наблюдать и видеть красоту в мелочах,
показал ценность жизни, даже самой крошечной. Мне кажется, каждому ребенку
обязателно нужен такой человек, с которым можно никуда не спешить и вместе
созерцать мир, впитывать его в себя. Я очень жалею, что мало общалась с дедом в
последние годы. Но так сложилась жизнь.
— Любовь к природе, пристальное внимание к
малейшим деталям – это у тебя от деда. А увлечение поэзией от кого?
- Ни от кого.
У меня в семье никто стихов не писал и не интересовался даже, хотя семья у меня
очень читающая. Просто однажды я села и написала первый стишок, лет в 9,
кажется. Ну и понеслось. Раньше я вообще не могла это контролировать. Теперь
могу ))
— И как родители восприняли твои первые стихи?
— Как и любые любящие родители — с удивлением, радостью
и гордостью
— А что ты подразумеваешь под словом «контролировать»?
— Стих
появлялся в голове сам собой, и я его только записывала. Я не думала, что и как
пишу, зачем и для кого. И очень часто было так, что спустя какое-то время,
перечитывая подобный текст, я не узнавала в нем свое творение или не могла
понять, о чем он вообще.
— Теперь ты всегда представляешь, для кого и
зачем пишешь? Спонтанных стихов уже не бывает?
— Конечно, бывают, но чаще бывают другие, над которыми
работаешь, а не просто записываешь
— «По
часовой»,»Я видела ангела»,»Дом стариков», «Квадратное больничное»…В этих
стихах так или иначе поднимается тема «белых халатов»… Тебе приходилось наблюдать то, что описываешь или
это интуитивные ассоциации?
— Да, что-то я наблюдаю, что-то, конечно, додумываю. Но я и
сама к белым халатам имею прямое отношение, поэтому мне легче об этом писать.
-
«Я хочу одного, чтобы мир изменился.
Нет,
Я хочу чтобы время вернуло мне столько лет,
Сколько было истрачено в этой бесцельной
гонке.»
А, если вернулось бы время, что изменилось бы в
твоей жизни?
… Это слишком личный вопрос
— В твоих стихах сквозит ощущение ускорения
бега времени:
» Я бы веки
сомкнула, но снова смотрю со дна,
Как ушедшее время становится океаном.»
У тебя
не возникает желание притормозить и прожить хоть один день посекундно?
— Насчёт «ускорения бега времени» ничего сказать не
могу. Чем больше город, тем быстрее в нем время. Это меня не слишком удивляет.
Намного больше я думаю о старости и человеке в ней. Когда и почему человек
вдруг начинает ощущать себя стариком? В какой момент это происходит? Почему всю
основную жизнь мы чувствуем себя 15-25 летними, а потом вдруг начинаем
говорить: «я старуха/старик»? Короче говоря, тут у меня сплошные вопросы. Я
довольно много общаюсь с пожилыми и с теми, кто приближается к ним, наблюдаю за
изменениями. Это пугает, часто расстраивает, но это так интересно.
— А для кого или чего времени не жалко?
- Для творчества, для путешествий, для чтения, для общения с
хорошими людьми.
— Ты любишь путешествовать?
— Очень!.. Путешествия в какие-нибудь
дикие места. В людных и шумных мне совсем не отдыхается. Очень люблю север,
горы и большую воду.
— Что
больше всего ценишь в людях? Что тебя в них раздражает?
— В людях ценю
порядочность, честность, самодостаточность и чувство юмора. Не выношу лицемерия
и зависимости.
— В одной лирической миниатюре ты вложила в
уста своего героя такие слова:« Если спросят меня, кем я был и куда я шел? Я,
пожалуй, отвечу, что был ожиданьем взмаха.»
Тебе не кажется, что многие из нас сегодня
живут в ожидании взмаха? Вроде понимают, что надо что-то менять в своей жизни,
но реальных действий не предпринимают — не решаются или не знают, как изменить что-то
к лучшему?
— В контексте того стиха, из которого взята эта цитата,
смысл фразы был иной. Но если отвечать на вопрос, то скажу — да, кажется.
Думаю, здесь проблема в каком-то патологическом равнодушии ко всему, начиная от
мусора на улицах, заканчивая жизнью и здоровьем, в том числе собственным. Люди
ждут, что придет кто-то, кто им должен, и даст все, что они хотят, и даже
немного больше.
— А какой контекст ты вкладывала в
стихотворение? Мне хочется понять разницу между авторской позицией и
читательским восприятием?
— Я писала о домашнем насилии над ребенком на самом деле. А
вы о чем подумали?
— Стих о конкретном семейном насилии, а мне
представилась целая страна в своих стенах… ведь взмах руки домашнего деспота и
пощечина антинародного закона или десница судьбы — это явления разного
масштаба, но все-таки одной природы…так ведь?
— Согласна.
— А как ты относишься к комментариям, из
которых видно, что стих поняли иначе, чем ты полагала? Иное восприятие тебя
озадачивает или раздражает?
— Точно не
раздражает. Наоборот, это всегда очень интересно. Где-то попалось в тему:«Поэта
два часа отпаивали водкой, после того, как он узнал о скрытых смыслах своих
стихов»
= Вот-вот! Нов последнее время ты отдаляешься от рифм… В
обсуждениях одного из твоих белых стихов бросилась в глаза эта
реплика:« Белый стих — это что-то волшебное. Прямо -таки открытие для
меня.» С чего началось это «открытие»? Стало тесно в старых рамках или вдохновилась
чьим-то творчеством?
— Будем честными, в последнее время я вообще
отдаляюсь от стихов ))) По разным причинам проза стала интереснее. Хотя нет,
детские стихи меня тоже очень увлекают. Мне однажды сказали, что в моих стихах
слишком много «детскости», и даже из «страдательный» лирики всегда выглядывает
ребенок. Я сначала воспринимала это как недостаток, старалась его победить, а
потом вдруг поняла, что это глупо. Потому что я сама такая и есть, и бороться
тут не с чем. Это как наивная живопись, понимаете?
-А как у тебя рождаются детские стихи?
— Часто вспоминается что-то из собственного детства. И мои
дети меня очень вдохновляют. Я понемногу пишу и собираю в кучку стихи с их
забавными выражениями и особенно смешными словечками.
— У тебя есть печатные издания?
— Собственных нет. Я не очень понимаю, что с ними делать. С
книжкой детских стихов ещё худо-бедно понятно — подарю друзьям с детьми, а с
остальным куда податься? Издать книгу сейчас несложно, сложно найти читателей.
Никто же стихов не читает, а уж сборник, тем более, никто не купит. Видели, что
за книги в подарочном каталоге того же Лабиринта (т.е. те книжки, которые
бесплатно дают в нагрузку к заказу?) Это либо пошленькое невнятное фентези,
либо сборники никому не известных поэтов. Зачем оно? Лучше уж лес поберечь и не
переводить зря бумагу. Издавать нужно действительно талантливых людей, но их
ещё найти нужно.
— Ты наверняка много читаешь… А перечитывать кого любишь?
— Ремарка,
Чехова, Толстого, Куприна.
— Кто из людей оказал на тебя наиболее сильное влияние?
— Люди вообще.
Сложно кого-то выделить.
— Маша, в одном из твоих
стихов есть такие слова «повороты дороги прибавят
веры в себя…» Хотелось бы, чтобы они прибавили тебе еще и удачи, и счастья!
Комментарии (20)
Касатка, Касьянова Оля, Вика Корепанова, Hoogin, Al les,
интервью — это лишь намек на какие-то моменты из жизни и творчества поэта, так что, если у кого-то вертятся на языке вопросы к Марии, прошу их задать… Формат нашего сайта позволяет вести живой конструктивный разговор… Буду рада и замечаниям по поводу моей работы...
Буду очень благодарна...
Hoogin, мне проще сообщением в личку...
Натали Столярова, у меня есть вопрос!
Почему не освещена жизнь главы семейства?
Маш, как там твоя пёса?))
так чтоб было о чем и другим спрашивать...