Знакомство через монитор. Никола Федоров

Emiko, 26.11.2022 18:59|
читателей: 33

 

«на межшкольных соревнованиях по волейболу»
автор фото — Андреев К.

 

Всем доброго времени суток!

 

Пока Нельчик отсутствует, порасспрашиваю поэмчан о былом и думах)
Все желающие могут присоединиться и задать свои вопросы в комментариях.


Сегодня в центре внимания философ, хайдзин и экспериментатор Никола Федоров.

 

— Здравствуйте, Никола. Расскажите, пожалуйста, как вы нашли этот сайт, что вас здесь заинтересовало и привлекает до сих пор?

 

— О, это было довольно давно. В тот период я решил опубликовать свои, как это говорится, «ранние тексты», и бродил по многим сайтам. Главным критерием была свободная публикация. И остановился я, в конце концов, на Стихи.ру. Но все яйца в одну корзину не кладут. Вторым моим выбором оказался «Поэм4ю». Больше, как бы, и не нужно было, два сайта, вполне достаточно.

 

— Хотели бы вы что-то изменить на Поэме, и если да, то что именно?

 

— Я принимаю «Поэм4ю», каков он есть. Хотя поначалу меня напряг принцип платной публикации (анонса). Я опубликовал пару стихов. Но не получил никакой реакции. И чтобы не остаться совсем без баллов, на этом остановился. Мне приходили какие-то автоматические рассылки, даже со стихами, но они меня не вдохновляли. Отклик случился через 8 лет. Это был aequans. И вот, я второй год здесь.

 

Теперь о развитии. Если «Поэм4ю» хочет развиваться, ему, в первую очередь, нужно выправить «цену входа» и «систему начисления баллов на конкурсах». Базой может остаться — 7 баллов за «+» или 40 баллов за «анонс». Всё остальное, с моей точки зрения, нужно менять, пересчитывать. К примеру, «цена входа». Вопрос: за сколько стихотворений может раскрыться новый автор для жителей сайта, какое количество текстов будет для него комфортным оставить на сайте, чтобы «и других посмотреть, и себя показать; разобраться, как устроено», имея на то ресурс, который ему предоставлен? Как по мне, так стихотворений 15 (пятнадцать). И, следовательно, у него на счету при регистрации должно быть около 600 баллов, если я правильно посчитал, чтобы он мог свои стихи разместить в анонсе. И таким же образом нужно пройтись по всей системе начисления баллов. А сегодняшние 140 баллов – три стиха и ты – «ущербен». Может быть, раньше, во времена изобилия, это и было нормально, отсекать «неспособных», но те времена прошли. Вот так, примерно.

 

— Помните ли вы свои первые стихи? О чём они были?

 

— Как-то раз мы всей семьёй — я, отец, бабушка — забыли подарить моей матери новогодний подарок, каждый понадеялся на другого. А она ни о ком не забыла, и все получили подарки, кроме неё. Мне было так плохо, что даже слово стыдно не подходит. И вот, на этой эмоции, чтобы «хоть что-то поправить», я сочинил для неё свой первый в жизни стишок к Старому Новому Году, к 13 января, который мы тоже не то чтобы праздновали, но обычно отмечали.


Вот этот стишок:

 

Мы новый календарь не любим,
А старый мы глубоко чтим
И в Новый год, который любим
Тебя поздравить мы хотим.

 

И у меня никак не получалось изменить это «лЮбим-лЮбим» на что-либо более подходящее. И вот, как я сейчас понимаю, эти два ощущения, что я могу сам сочинить что-то связное (ощущение способности), и в то же время вижу и не могу исправить недостаток (ощущение неспособности), сподвигли меня начать сочинять стихи. Было мне тогда лет 14-15. С тех пор поздравительных стихов никогда никому не сочинял. Терпеть не могу это дело.

 

— Что обычно вас вдохновляет? Нужно ли вообще вдохновение для сочинения стихов?

 

— Вдохновить может всё, что угодно, это ж жизнь, любое её проявление. У меня вдохновение приходит в процессе. Т.е. я не бегаю вдохновлённый по улицам и не рву на себе волосы. Но иногда получается выразить что-то своё, настоящее, и вот тут помогает вдохновение. Но можно и нужно уметь сочинять и без вдохновения – больше практики. Вот оно вдохновение, пришло, а ты уже во всеоружии, и не спотыкаешься о незавязанные шнурки. Оно, правда, и с завязанными шнурками есть, где спотыкаться, зато уже значительно реже, и на более тонких моментах.

 

— В какое время суток пишется лучше всего?

 

— В этом смысле я всеяден. Пишу, когда мысль приходит. В долгий ящик не откладываю. Быстро сочиняю (выстраиваю форму). Правлю, правда, потом иногда годами, но это уже – другое.

 

— Какое своё стихотворение вы считаете самым удачным?

 

Самое удачное у меня с обсценной лексикой и потому его здесь не приведёшь, и его нет на «Поэм4ю». Вот, взамен два стиха, написанные в разное время, которые отражают моё «поэтическое кредо», если высоким стилем говорить:

 

***
Берегу рисунок
С простым узором
От загогулинок
Вздора.

 

***
Нам не дано предугадать,
Куда ведёт какая тропка.
Нам главное – себе не лгать,
Хоть и шептать, пускай и робко.

 

— Что вы делаете с недописанными текстами? Откладываете для редактирования в будущем или уничтожаете сразу?

 

— Раньше я писал в толстых тетрадях, теперь – в одном файле Word. Тетради я не выбрасывал, файл не чищу, так что при надобности всё можно найти. Поскольку стихов у меня не очень много, то и проблема «приведения в порядок «архива» никогда не стояла. Но терять тексты не люблю, если вопрос об этом. Они же все родные, даже, если объективно не получились. Но опубликовано, естественно, далеко не всё, треть, примерно. А недосочинённые я оставляю недосочинёнными, не перекладываю, не уничтожаю, где сочинялись, там и лежат до сих пор.

 

— Как вы относитесь к пародиям? Сами их часто пишете?

 

— Я не пишу пародий. Если я реагирую на чужой стих своим, то это либо аллюзия, либо я его правлю под свой вкус, чтобы ушло чувство внутреннего дискомфорта, возникшее в момент прочтения. Это – всё.

 

— Что для вас важно в стихосложении?

 

— Поэзия — не коллективное занятие. Это всегда диалог человека с человеком, один на один. Поэтому при чтении стихов мне интересен автор, его внутренняя сущность, что он хотел сказать мне, читающему его стихи. И когда я нахожу в себе отклик на его посыл – испытываю кайф. А когда пишу свои, я стремлюсь донести через текст лично моё восприятие моего внутреннего «здесь и сейчас» и моё отношение к являющемуся мне миру, прямо донести, без экивоков.

 

— Есть ли у вас любимые поэты и прозаики? Кто они?

 

— К поэзии меня приобщила бабушка. Когда мне было лет 7-8, она читала мне стихи А. Апухтина, Э. Верхарна, С. Надсона, Н. Некрасова, И. Никитина и, конечно, М. Ю. Лермонтова, и А.С. Пушкина. Позже отец мне открыл Д. Беранже С. Есенина, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, К. Ваншенкина, Г. Горбовского. Мой репетитор по русскому при поступлении в институт лишила меня предубеждений против В.Маяковского. Всех остальных я добирал сам: А. Блока, А. Ахматову, М. Цветаеву, Б. Ахмадулину, Н. Тихонова, В. Бокова, Б. Рыжего, здесь всех не перечесть. Сайт «Поем4ю» открыл мне И. Бродского. Если я люблю хотя бы один стих какого-нибудь поэта, я люблю и поэта, этот стих сочинившего, но только в такой последовательности.

 

Проза? В выборе прозы большое влияние на меня оказала мать. Всё, что она мне рекомендовала, как я потом осознал, было хорошей литературой. Читал я много, всю жизнь, так что начитал порядочно, и русских, и зарубежных. Нет смысла перечислять. Если кого и не читал, то на фоне прочитанных это не столь важно. Из современных люблю В. Сорокина. Прочел почти всего В. Пелевина. Есть много современных авторов, известных одной хорошей книгой, М. Курочкин, например, Ольга Славникова. Привёл просто, чтобы хоть три-четыре значимых фамилий были.

 

— Ваши дети занимаются творчеством? Вы пробовали сочинять вместе?

 

— Нет, моя дочь совершенно равнодушна к творчеству.

 

— Что вам нравится в современной поэзии, а что — нет?

 

— В современной поэзии, как явлении, мне импонирует разнообразие. Исчезли «священные коровы». Как оказалось, очень большое количество людей может писать очень хорошие стихи. Т.е. не 1-2 на поколение, а сотня – другая сотня, третья. Но хорошие авторы, обычно, социально неактивны, и встретить их на просторах интернета, зачастую, можно только случайно.

 

— Приходилось ли вам читать стихи перед большой аудиторией?

 

— Нет.

 

— Расскажите о процессе сочинения стихотворений, что вам для этого нужно?

 

— Для сочинения стихов мне нужно остановиться. Т.е. никуда не ехать, ничего не ждать, ни о чем не беспокоиться. Это всё. Поэтому сочиняю я дома. Раньше сочинял на бумаге, теперь на компьютере. С появлением смартфонов стало возможным сочинять стихи на даче. Писать ручкой-то разучился, а тут ляжешь на диван и сочиняешь. Кроме того, считаю, что для того, чтобы начали получаться хорошие стихи, достаточно 9 классов образования, или когда там русский язык в школе заканчивают преподавать. Примеры есть.

 

— В каком возрасте вы активнее всего писали? И с какими событиями это было связано?

 

— У меня было три этапа. Самый конец 80-х — начало 90-х. Пара-тройка лет в начале 2000-х, сейчас: с 2012 – третий. Не самый активный, но самый длительный. Первый этап был, безусловно, самым насыщенным и нервным, второй – очень злым. Вообще, я поздно повзрослел. В солдатиков играл до 9 класса. Сказки народов мира читал до 30 лет. Фантастику и фэнтези люблю до сих пор. Люблю сериалы про ведьм. Зато теперь, поднабравшись жизненного опыта, пишу свободно, с удовольствием, как говорят, не парясь. А материала навалом, есть необходимая для творчества отстранённость.

 

— Предпочитаете сочинять о вымышленных героях или о себе?

 

— Я не делю. Между мной и героем моих стихов есть очевидная связь, но – и зазор, иногда очень значительный. При желании фантазии хватит уйти очень далеко, но такого желания пока нет. Я всегда удивлялся, как поэты могут размещать свои стихи по рубрикам. Я вот не могу, как ни старался. Поэтому все стихи на «Поэм4ю» у меня в рубрике «стихи о жизни», а на Стихире, и вообще, «без рубрики». Невозможно сочинять чисто о себе, как и невозможно сочинять чисто вымышленно. Таков мой ответ на этот вопрос.

 

— Как вы относитесь к критике вашего творчества? Помогает ли она вам, нужна ли?

 

— Очень болезненно. Так как понимаю всё моего творчества несовершенство. Но жизненный опыт учит нас, что критика неизбежна, нам неподконтрольна, может быть полезна и, если что, мы не обязаны к ней прислушиваться (справедливо не только в рамках поэтического творчества). Это успокаивает.

 

— Есть ли у вас творческий псевдоним и с чем он связан?

 

— Да, есть. Моего отца звали – Фёдор. Меня зовут – Николай. Подкорректировал чуток и готово. Никола Федоров. А Никола – это ещё и в старину куда-то, в традицию.

 

— На какие темы вы чаще всего пишете?

 

— Стихотворчество такое дело, что темы в начале написания стиха, в общем-то, и нет, есть только первая строчка, которая задает размер, ритм и посыл (смысловой зародыш), вторая строчка примыкает к первой и направляет поток мысли, который может быть зарублен третьей строчкой так, что четвёртая не способна к рождению. К тому же, часто бывает, что думаешь, что пишешь вот об «этом», а форма, оказывается, требует своего, и тогда ты меняешь тему вынужденно, и начинаешь писать, о чём в начале и не подозревал даже, что об этом можно писать. Как-то так.

 

— Какие советы вы дали бы начинающим авторам?

 

— Чтобы давать советы «начинающим авторам», нужно, чтобы «начинающие авторы» видели в тебе человека, способного такие советы дать. Хотя… у меня есть стишок, на Поэм4ю он не опубликован, в нём, как мне представляется, и начинающие, и не очень начинающие авторы, найдут, при желании, какие-то ответы на свои, возможно, ещё не сформировавшиеся вопросы:

 

Письмо пииту

 

Мой милый друг,
Вдруг, если обнаружишь
Ты тягу
К написанию стихов,
Вокруг себя
Черкни мелком окружность
И посиди
До третьих петухов.
Понаблюдай,
Как пламя тихо бьётся
В настольной лампе
Над пустым листом.
Но не пеняй,
Что Муза лишь стебётся
И треплется
Всё время не о том.
Пусть
Над землёю злые ветры веют,
О камни
Разбиваются мечты,
Есть
Детский фильм
«Москва-Кассиопея»,
Природа
Не приемлет пустоты.
«Ты полетишь?» –
Спросили героиню, –
«С ним?
Полечу, ведь это на всю жизнь!»
Такое
Не укупишь в магазине…
Вот это про любовь.
«Пиит,
проснись»!
Уж солнце поднялось –
настало утро.
И куры
вновь кудахчут под окном.
А на душе
и пасмурно и мутно:
Есть
старый фильм
«И это
всё о нём»!

 

— Приходилось ли вам когда-либо играть роль Деда Мороза?

 

— Нет, только Дюймовочку на школьном капустнике. Мой рост 186 см.

 

— Вы предпочитаете планировать свою жизнь или пускаете на самотёк?

 

— Я никогда не планировал свою жизнь. Действовал по ситуации.

 

— Если бы у вас была машина времени, то куда вы отправились бы — в прошлое или будущее?

 

— Я бы остался на месте, ведь при наличии машины времени я бы смог в любой момент отправиться куда угодно.

 

— Как вы проводите отпуск и выходные?

 

— У меня нет отпуска и выходных. Нет-нет, я вполне в рабочем состоянии, просто однажды, довольно давно уже, решил, что нет смысла тратить жизнь на то, чего делать совсем не хочется, и стал жить вне работы… а скромные средства, имеющиеся в наличии, и невеликие запросы, позволяют мне существовать вполне спокойно.

 

— Есть ли у вас домашние питомцы?

 

— В детстве несколько лет была собака, но она обиделась, убежала и не вернулась… после этого как-то не сложилось…

 

— Расскажете забавный случай из вашей жизни?)

 

— Как-то я уезжал на зимние каникулы в Закарпатье: «кататься на лыжах». И меня пришли проводить мои институтские приятели. И подложили мне в чемодан цельный силикатный кирпич. И я привез его из Москвы в город Хуст. И обнаружил только в номере отеля. А по дороге всё думал: «И чего я так задыхаюсь на подъёмах?»

 

— Какая музыка вам нравится?

 

— Больше всего люблю песню. Причем, когда просто поют, без дополнительного действия. Как-то раз я работал рабочим в археологической экспедиции в районе г. Темрюка, и в какое-то из воскресений мы отправились в Керчь прогуляться. А по возвращении, уже вечерело, и народ на переправе со стороны «Кавказа» шёл с работы. А мы сидели там же и ждали наш экспедиционный автобус, чтобы ехать в лагерь. И, вдруг, недалеко, хором запели женщины, голоса четыре… я больше такого хорошего пения никогда не слышал… Ещё люблю испанскую гитару… А слушал много чего. И классику, и поп, и рок: в любом жанре можно услышать что-то красивое.

 

— Любите ли вы путешествовать? Где бывали и куда хотели бы поехать?

 

— Я тяжёл на подъём, но очень люблю ощущение «в дороге», где-то между тем и другим застряла моя любовь к путешествиям. Но я много где бывал: и в Европейских странах, и в Индии, и в Китае, даже в Африку заезжал, и на Гибралтар. И по стране поездил. Во! в Гонконге ещё был, всё же не совсем Китай.

 

— Вы сова или жаворонок?

 

— Раньше считал себя совой, но, как стал свободным человеком, сплю, как приходится, я бы назвал это «рваным стилем»… сплю хорошо…

 

— Назовите пять прилагательных, характеризующих вас)

 

— Наивно-ненаивный, честный, верный, но не заботливый, внутренне спокойный, не сентиментальный, стараюсь завершать начатое, но ничего лишнего не начинать. Ну вот, я и превысил лимит прилагательных… Не знаю, к месту или нет, приведу максиму на посошок:

 

Всё, что начинается хорошо – заканчивается плохо.
Всё, что начинается плохо – заканчивается ещё хуже.
Теорема Стокмайера

 

Но я не пессимист.

Спасибо, что выслушали

Никола

 

Комментарии (91)

Загрузка, подождите!
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
91
Ответить

Самойлова Ольга.
спасибо за пожелания, Ольга, очень рад, что не прошли мимо и, что Вам было интересно. Emiko задавала хорошие вопросы. Легко и приятно было на них отвечать. И спасибо за пожелания.
Всегда Ваш
Никола

Последний раз редактировал Никола Федоров 05.12.2022 17:19
Загрузка, подождите!
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...