Точная рифма
немного из стихосложения / Читателей: 27
Инфо

Для начала рассмотрим любое слово, например, знание. Ударение в нём падает на звук «а». Это ударная гласная – сердце рифмы. Часть слова, находящаяся перед ней, называется предударной, та же часть, что расположена после неё – послеударной. Соответственно, точной считается такая рифменная пара слов, в которых полностью совпадают ударные гласные, а также послеударные части:

Знание – страдание – мелькание – воркование

В данном случае была выбрана дактилическая рифма, с длинным послеударным созвучием. Оно становится короче, если рифмы – женские:

Веселье – похмелье – келье – зелье

И еще короче в случае рифмы мужской:

Топор – вор – забор – укор

Слова, оканчивающиеся на ударную гласную, такие, как рука, формально могут рифмоваться как точные, по одному совпадению ударных гласных:

Рука – леса – добра – была

Но слух воспринимает такие созвучия плохо, акцентируясь на несовпадениях предударных частей слов. И уху, и глазу более приятны такие сочетания:

Рука – облака – строка – легка

Нетрудно заметить, что в этом случае совпадают не только ударная гласная, но и стоящая перед ней согласная, которую называют опорной. Точные рифмы, в которых наблюдается совпадение опорной согласной, ударной гласной и послеударных частей слов, называют глубокими, или богатыми:

Мужская: топор – упор – капор – до сих пор

Женская: веселье – новоселье

Дактилическая: знание – упоминание – стенание

К разряду точных рифм относятся также тавтологические, омонимические и часть паронимических рифм. Нетрудно видеть, что в этих случаях, помимо обязательного совпадения ударной гласной и послеударной части слова, наблюдается созвучность и в предударной части. Вот рифмы-паронимы к предложенным четырем словам:

Рука – река
Топор – танцор
Веселье – виноделье
Знание – звание

Степень «точности» рифмы здесь еще более возрастает, достигая своего предела в тавтологических и омонимических вариантах.

Точные рифмы считались обязательными в русской поэзии XVIII – XIX веков. Некоторой уступкой было применение в XIX веке рифм приблизительных – таких, где наблюдается неполное совпадение послеударных частей слов, или буквенное несовпадение ударных гласных при близости их звучания:

Струнах – юных

В этом примере можно видеть оба несовпадения. Такая приблизительная рифма структурно очень близка к точной. Введение их в оборот было вызвано ограниченностью числа точных рифм. В начале ХХ века, после реформы русской рифмы, стали активно использоваться рифмы неточные, которые мы рассмотрим в следующем очерке. Но, несмотря на их приход, точные и приблизительные рифмы не ушли из русской поэзии и сохранили свое значение. В некоторых жанрах лирики, например, в классическом сонете, роль точных рифм очень высока в силу того, что подбор длинных (3-4) рифменных цепей с использованием неточных рифм довольно сложен. Наконец. Точная рифма доминирует в текстах песен. Очень ценны точные рифмы и в случае, если надо подчеркнуть ударный финал стихотворения.

автор: Антиквар

http://www.stihi.ru/2008/03/05/3403

© Критик, 21.06.2015. Свидетельство о публикации: 10050-115056/210615

Комментарии (0)

Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...