Одиссей. Троя.
 
Читателей: 17
Инфо

Небольшие зарисовки о людях и городах



«Это – мой сыр, это – мое вино, это –мой хлеб,» -
первые слова Одиссея, когда он вернулся после двадцати лет странствий на свой остров, на свою землю. Одиссей забыл добавить, что вернулся в свой город, в свой дом ,в свое отечество ,оставленые им так давно.
  Первый образ «города» как цель  и непредсказуемое  проявился в поэмах Гомера, основанных на, если  верить, реальных событиях, которые были интересны и противоречивы.
  Вся континентальная и островная часть Эллады, разрозненная  вечными мелкими раздорами, неожиданно обрела  векторную цель для решения всех своих и внутренних и , как говорят сейчас, геополитических проблем  –Троя. Города, острова  для персонажей  троянского похода это потеря значения жить и существовать  в тишине, разврате и благополучии, а вектор замещения был только один –Троя. Вот город, который надо обрести, и тысяча триер, наполненных воинами, провиантом, оружием двинулась на Трою.
  Сознание  людей и автора эпоса перенеслось на саму цель – на Трою. В  своей земле было забыто и оставлено  все- и любовь, и страдания, и семьи, и женщины, сокровища. Вектор дороги не превратился еще в прямую линию, по которой можно и вернуться, но он увел половину  мужского населения  Эллады. О возврате не было и мыслей, а Троя? Неожиданное явление ворогов  в лице данайцев и прочих  племен Эллады обрекло город на страдания, на разрушение, на множество загубленных жизней. Но Троя терпеливо  боролась за свои святыни, сформированные веками еще до прихода чужеземцев. И вот в последних боях  родная земля и почитаемы боги –все уничтожено, и  замыкает  кровавое месиво, длившееся десятилетие, явление огромного деревянного коня, кстати конь – вечный символ Трои,а его магическое изображение  вковано было в  священный  меч Приама.
  “Неужели теперь нет войны,“- так мог воскликнуть любой житель  всего эллинского побережья Малой Азии, где Троя была  главным центром не только торговли , но и всех путей в глубину материка, далее на восток, но и культурным и ,политическим центром не одно столетие.

  Город мог вновь жить, и его жители  не будут ни страдать и не плакать на могилах, а петь песни радости. Сформированный этнос будет жить, таков входящий тезис Гомера. Но все не так. Разрушив в своем сознании почитание к своей земле, данайцы  перенесли это на троянскую землю, и эти зерна начали прорастать. Так начали рушиться все нравственные приоритеты в  жителях Трои, в самом императоре, в мыслях его воинов. Первый город в литературе  не только не принял чужаков, он выбросил  и всех своих жителей, воинов, матерей и жен погибших. Эней ,в роли беглеца взял на себя обязательство спасти мир Трои духовный ибо этот мир перестал  быть
материальным. Город поверженный – это не город, а это глыба кирпичей, сгоревших домов, трупов, которых и оплакать-то некому. Все ушли. И те, кто защищал свою землю, и те, кто ее воевал. И те, кто воевал – унесли не богатство, а смуту в своем  понимании города. И страх смерти, и голод, и смрад от трупов и догнивающих лошадей…Никто не сказал бы, что «это их сыр, их вино…» В далекую Элладу победители увезли не богатый нравственный покой и внутреннюю красоту  жителей Трои, они увезли хаос и
разруху.
  Именно потому один корабль с Одиссеем  пропадает с картинки счастливого возвращения в Элладу. Одиссей – это человек нового образа жизни и мышления, даже при всей его хитрости ,осторожности и жестокости как воина. Если взять направленность всех героев-победителей, то они шли только  по прямой: в Трою и назад  с награбленным, с пировой победой.А как же гармония страданий и сопереживаемость к тем, кто не вернулся? Нужен золотой треугольник.В семиотической поэтике он слишком запутан, и мы его упростим. Страна ( Город) Одиссея превратилась в  равносторонний  треугольный мир, казалось что Посейдон –вершина его противоречий. Нет Вершина противоречий в его «Страданиях» нисходящие стороны к основаниям – это дорога и блуждания, а вот основание – это его дом, куда он возвращается вопреки и воли богов, и всем его блужданиям, и всем его дорогам. Треугольник замыкается на его городе ( дворце), в  этом месте он  вновь обретает сохраненную  любовь женщины, кров и сына, уже настоящего воина.
  Все вроде просто? Осталось только добавить: « Это –мой сыр, это – мой вино, это – мой хлеб, это мой  город и дом.“ Что герой и делает.

© Василий Свинцицкий, 09.10.2020. Свидетельство о публикации: 10050-178890/091020

Комментарии (2)

Загрузка, подождите!
1
Ответить
С призывом местом, Василий!
2
Ответить

Натали Столярова, всегда рад за ваши оценки. Благодарю. А тема-то совершенно открыта- пиши — не хочу.Действительность в античном мире Гомера была непредсказуемой.

Загрузка, подождите!
Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...