Ритм и размер

Рассмотрены различные системы стихосложения и размеры стихотворений.
    Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или электричество. Магнетизм и электричество — это виды энергии. Ритм может быть один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу однообразной, так как ритм может быть до того сложен и трудно оформляем, что до него не доберешься и несколькими большими поэмами.
(Владимир Маковский)

Ритм – равномерное чередование ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов. Ударный слог с сопутствующими ему безударными слогами называется стопой

Договоримся обозначать ударный слог символом "/", а безудрный — ""

 

Существует несколько систем стихосложения:

Силлабическая - равное число слогов в строке.
Тоническая - количество ударных слогов в строке повторяется, безударных неопределенное количество.

Примеры:

Дольник  — стих, делящийся не на одинаковые стопы, а на схожие фрагменты, с одним ударением в каждом. При этом интервалы между ударными слогами в дольнике равны 1-2 слогам.

Так беспо´мощно гру´дь холоде´ла,

Но шаги´ мои бы´ли легки´.

Я на пра´вую ру´ку наде´ла

Перча´тку с ле´вой руки´.

(Анна Ахматова)

 

Акцентный стихинтервал между ударными слогами от нуля до шести слогов

Ну, это совершенно невыносимо!
Весь как есть искусан злобой.
Злюсь не так, как могли бы вы:
как собака лицо луны гололобой -
взял бы
и все обвыл.

(Владимир Маяковский)

 

Верлибр - нет ни рифмы, ни размера, а ритм создается благодаря паузам и членению на строки.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов…

(Александр Блок)

 

Силлабо-тоническая  — равное число слогов и ударений, причем ударные слоги повторяются в определенной последовательности. Порядок чередования ударных и безударных, слогов называется размером или метром (метрической схемой).

 

Большинство известных Вам стихотворений написано в силлабо-тонической системе стихосложения.

 

Стихотворный размер (метр) бывает двусложным, трехсложным, четырёхсожным и т.д. — в зависимости от количества слогов в стопе.

Рассмотрим только основные размеры: двужложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий).


Ямб  — двусложный  стихотворный   размер  с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, — сильный, энергичный.

Таким образом, стопа ямба состоит из двух слогов: первый безударный, второй ударный (— /).

Четырёхстопный ямб:

Опя´ть стою´ я на´д Нево´й,
И сно´ва, ка´к в былы´е го´ды,
Смотрю´ и я´, как бы´ живо´й,
На э´ти дре´млющи´е во´ды.

 /  /  /  /
 /  /  /  / 
 /  /  /  /
 /  /  /  / 

(Фёдор Тютчев)


Хорей — двусложный  размер  с ударением на первом слоге. Ритм стихотворения более мягкий, завораживающий.

Таким образом, стопа ямба состоит из двух слогов: первый ударный, второй безударный (/ —).

 

четырёхстопный хорей

 

Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя
То, как зверь, она завоет, 
То заплачет, как дитя
(А.С.Пушкин)

 

— — — 

— — — /

/ — / — / — / —

/ — / — / — /

 

 

Дактиль – трехсложный  стихотворный   размер  с ударением на первом слоге. Это тревожный, волнующий и в то же время однообразный, мерный, похожий на шум прибоя ритм (/ — —).

Дума за думой, волна за волной –

Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там — на просторе,
Тот же всевечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
(Ф.И. Тютчев)

 

/ — — / — — / — — /

/ — — / — — / — — /

/ — — / — — / — — /

/ — — / — — / — — / 

/ — — / — — / — — /

/ — — / — — / — — /

 

 

 

Анапест – это трехсложный  размер  с ударением на последнем слоге. У слушателя появляется ощущение взволнованной, откровенной речи –  чувствуется сбивчивое дыхание (— — /).

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
(И.А. Бунин)

 

— — / — — / — — / — — / 

— — / — — / — — /

— — / — — / — — / — — / 

— — / — — / — — /

 

 

Амфибрахий – трехсложный  стихотворный   размер  с ударением на втором слоге. Это гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи ритм (— / —) .

Все синие, серые, карие глазки
Смешались, как в поле цветы
(Н.А. Некрасов)

 

— / — — / — — / — — / —

— / — — / — — /

 

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

(Н. А. Некрасов)

 

— / — — / — — / — 

— / — — / — — 

— / — — / — — / — 

— / — — / — — 

 


Ритмический узор стихотворения образует не только  стихотворный   размер, но и пропуски ударений на ритмически сильном месте  — пиррихий, а также не метрическое («лишнее») ударение – спондей.

 

Пиррихий — стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе

Пиррихий в ямбе

 

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

(А.С. Пушкин)

 

— —    — /

— / —  —  — /

 

Сами по себе такие пропуски не являются ошибкой, даже наоборот, придают стихам желательное ритмическое разнообразие, т.к. ударные и безударные слоги различаются по длительности, и с помощью пиррихиев и спондеев можно регулировать динамику стихотворения.

 

Спондейстопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Спондей (лишнее ударение) в ямбе

Швед, русский – колет, рубит, режет.
(А.С. Пушкин)

 

/  / — — — /

Комментарии (9)

Загрузка, подождите!
1
Camilla13.07.2013 14:51
Ответить

угу, поняла разницу между тем, что я считала дольником(акцентный стих) и собственно дольником, как таковым… Спасибо!) Вот думаю — не открыть ли подраздел в мастер-классе — учимся писать акцентный стих? Я бы и сама не прочь поучиться, а сведущие люди провели бы этот мастер-класс...

2
Camilla13.07.2013 15:06
Ответить

прочитала — стало ещё интересней)))

 

 

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ

Перевод
АКЦЕНТНЫЙ СТИХ

(или чисто тонический, или ударный стих) – стихотворный размер (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА), самый свободный по шкале метрических разновидностей, или метров. В А.с. строки должны быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно. Таким образом, А. с. — это предел эмансипированности стиха по линии метра. Недаром А. с. называютеще стихом Маяковского. Вот пример 4-ударного А. с. из поэмы «Владимир Ильич Ленин». 1. Армия пролетариев, встань стройна! 2. Да здравствует революция, радостная и скорая! 3. Это — единственная великая война 4. Из всех, какие знала история. А вот метрическая схема этого четверостишия: 1. -4-2-1- 2. 1 -4-2-4-2 3. -2-5-3- 4. 1 -1-2-2- (знаком "-" обозначаем ударные слоги в строке, цифра обозначает количество безударных слогов). Как будто все правильно: в каждой строке по четыре ударения, а между ударениями сколько угодно безударных слогов. Но, во-первых, не сколько угодно, а от одного до пяти, а во-вторых, последняя строка вообще достаточно урегулирована и может быть строкой 4 ударного дольника (см. ДОЛЬНИК), где слогов между ударениями должно быть один или два. Проведем такой эксперимент. Возьмем какой нибудь известный текст, написанный 4-ударным дольником, и попробуем туда подставить эту строку. Например: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, Из всех, какие знала история. Что же, за исключением рифмы, все в порядке. Схема подтверждает это: -2-2-1-1 1-1-2-1-1 1-2-1-2-1 1-1-1-2-2 Это первая проблема идентичности А. с. Для того чтобы он воспринимался как А. с., необходимо достаточное количество больших (больше трех слогов) междуударных интервалов, а тем самым длинных слов, которых в русском языке не так много пролетариев, революции, радостная, единственная, справедливая. Средняя длина слова в русском языке — три слога. Получается, что А. с. — это не свобода, а искусственная ангажированность стиха, обязательство заполнять междуударные интервалы редкими длинными литературными словами. Впрочем, и все авангардное искусство всегда явление поистине искусственное, совершающее насилие над тем языком, которому не повезло с ним встретиться. Вторая проблема идентичности А. с. состоит в том, что он имеет тенденцию расползаться по ширине строки, нарушая равноударность. Так, в 4-ударном А. с. все время появляются то 5-, то 3-ударные строки, и если их достаточно много, то сам принцип, на котором держится А. с., разрушается. М. Л. Гаспаров говорит в этом случае о вольном А. с., но, по моему мнению, это так же противоречиво, как говорить о равноударном верлибре. Таким образом, А. с. — это некая фикция, некий «симулякр» русской поэзии ХХ в.

 

 

Последний раз редактировал Camilla 13.07.2013 15:26
3
17.07.2013 04:51
Ответить

А. с. — это некая фикция, некий «симулякр» русской поэзии ХХ в.

С точки зрения классификации — да, а практически — можно ли назвать стихи Маяковского фиктивными, не смотря на

обязательство заполнять междуударные интервалы редкими длинными литературными словами

?

4
Lyu Xabir31.07.2013 15:34
Ответить

Сколько ни читаю про размеры, а въехать ну никак не могу — такая сложная вещь((((

5
Ответить

Вот та печка, от которой и плясать нужно.
Ямб, хорей, анапест и т.д. — МЕТРЫ стихосложения. РАЗМЕРЫ — понятие, несколько отличающееся...

6
Шведовский19.02.2014 23:03
Ответить

А если всё скомкать на нет, начало стиха ябное, продолжение анапестное и окончание хорейное, то что можно сказать о поэте, написавшего сей винегрет?

Последний раз редактировал Шведовский 19.02.2014 23:04
7
Ответить
А по мне так главное ни как построено стихотворение, главное все же душа и образы передаваемые автором…
8
Elena Ivn06.04.2016 08:52
Ответить
Учебник вообще весь хороший. Можно, конечно, все это запомнить и следовать четким правилам. Но ведь поэты, да тот же Пушкин, Маяковский и многие другие, отступали от правил, тем самым появлялись новые правила)). Мне кажется, важно — чувствовать язык и обладать внутренним чувством ритма, музыкальным слухом. Тогда и окажется, что вдруг этим правилам следуешь)) или даже родится новая форма, ведь поэзия — это игра со звучанием и словами)
Последний раз редактировал Elena Ivn 06.04.2016 08:55
9
Ответить

Тема ритма и размера — любимая. 
Постоянно экспериментирую.поздравляю

Загрузка, подождите!
Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...