Силлабика, тоника, силлабо-тоника и силлабо-метри...
Клаузула и центон / Эссе / Читателей: 44Инфо
Силлабика - это когда в стихе организующим признаком является количество слогов (и иногда наличие константной цезуры), а расположение ударений неважно.
О, коль всесильна отца дщерь приятна!
В лице умильном красота блистает;
Речь, хотя тиха, честным ушам внятна,
Сердца и нудит и увеселяет;
Ни гневу знает, ни страху причину,
Ищет и любит истину едину.
(Кантемир)
В каждой строке - 11 слогов. Расположение ударений произвольное (кроме четвёртого и десятого слога, там оно обязательно). После каждого пятого слога в стихе цезура (то есть одно слово не может занимать и пятый, и шестой слог, там пауза).
Тоника - это когда в каждой строке располагается строго определённое число ударных слогов, а безударных может быть сколько угодно.
Набережные протягивают виадуки
железные,
Секунды проносятся в сумасшедшем
карьере -
Уставшие, взмыленные - и взрывы
внезапно
обрезанные
Красноречивят о пароксизме истерик.
Раскрываются могилы и, как рвота,
вываливаются
Оттуда полусгнившие трупы и кости,
Оживают скелеты под стихийными
пальцами,
А небо громами вбивает в асфальты
гвозди.
(Шершеневич)
Именно с тоническим стихосложением связаны понятия “дольник“, “тактовик“, “акцентный стих“, отличиями которых друг от друга рекомендую не заморачиваться - им даже в специальной литературе нет однозначных характеристик.
А ещё к области чистой тоники относится рэп.
Силлабо-тоника - это штука, берущая ограничения как из силлабики, так и из тоники.
От силлабики - точно заданное количество слогов в строке.
От тоники - точно заданное количество ударных слогов в строке.
В сумме эти два условия дают третье - чёткая схема расположения ударений внутри строки.
Комментарии (2)
Хм, а чего бы не заморочиться, когда на практике эти отличия сформированы, прижились и применяются?)