Камень у воды
Особенные / Философская лирика / Читателей: 51Инфо
1.
Где голос мой?
Посеянный в дожде
Он что-то шепчет листьям на закате.
Из серых линий сотканное платье
Ложится белой тенью на воде.
Ни звёзд, ни лун. Всё праведно, темно,
Промокшей кошкой ночь дрожит у леса,
Пока дождя прохладная завеса
Уносит шум воды, но всё равно –
Весь этот час проникся тишиной,
Как тишина прониклась этим часом,
И только я, оставшись безучастным,
Шепчу сквозь ночь и дождь,
где голос мой...
2.
А где мой взгляд?
Сквозь дрёму и дурман
Он смотрит вдаль и видит перемены,
А из реки, как будто вскрытой вены,
На берег изливается туман
И застит всё. Дыхание реки
Рождает тишину перед рассветом.
Так тихо, как бывает только летом,
Уносят ночь бесшумные шаги.
Алеет лес, и солнечный цветок,
Раскрыв бутон над сонною долиной,
Дарует день и новую картину,
В которой есть река, её поток
Привык прощаться. Склоны говорят:
Прощание обязывает к встрече.
Река и берега твердят о вечном,
В котором растворяется мой взгляд.
3.
Всегда один я нем и слеп, и глух,
Но не ищу, не спрашиваю больше.
Я камень у воды, который может
Внимать реке, бегущей через луг.
Мои глаза в серебряном дыму,
Мой голос в ливне шепчет что-то листьям,
Мой слух в ночи - безгласном миге жизни,
Где тишина, угодная ему,
Спасает мир от вихря суеты
И он красив в молчании застывшем.
Течет река беззвучно и неслышно,
И серый камень дремлет у воды...
Комментарии (8)
Да, это поэзия, Костя, поэзия истинная… +, избр.
Очень кравсиво...
Благодарю Вас.
Читала, как зачарованная, не могла оторваться, невероятно красиво!!! +1 и забрала
+
Доброго времени, Сергей.
.
Задачку Вы задали. Образный ряд мне виделся хорошим. Возможно, потому что я — автор. Попробую защитить местами, объяснить как вижу сам.
.
Пойду по порядку, если что пропустил, значит согласен.
.
РАССЕЯННЫЙ — да, пожалуй, логичнее. Просто ПОСЕЯНЫЙ лично мне легче представить, у меня это слово ассоциируется, как что-то, упавшее вместе с каплями дождя, но не повсюду, а как бы в каком то одном месте. Ведь если что-то рассеялось, то и искать это бессмысленно. Впрочем, тут велика роль индивидуального восприятия. Так что ваша правда, безусловно, есть.
.
ИЗ СЕРЫХ ЛИНИЙ СОТКАННОЕ ПЛАТЬЕ — это маленькая самостоятельная зарисовка кажется мне вполне объяснимой. Попробую растолковать. Действо это начинается в дождливых сумерках. ИЗ СЕРЫХ ЛИНИЙ — это линии дождя, падающие капли человеческий глаз восринимает именно как линии. СЕРЫХ — потому что с приходом темноты любые цвета блекнут.
.
БЕЛОЙ ТЕНЬЮ — согласен, спорный момент, но опять же поясню как вижу сам. Белых теней не бывает в принципе.
.
«Из серых линий сотканное платье,
Ложится белой тенью на воде.» - это предложение — момент колдовства, мистики. Нечто соткалось из линий дождя в платье и легло в ночи на воду. Вода ночью черна, а платье серое. Серое на черном можно назвать белым, благодаря контрасту. Полагаю, читателю сложно подсознательно выстроить всю эту логическую цепочку, поэтому снова Правда ваша, но и моя тоже есть.
.
НИ ЗВЁЗД, НИ ЛУН,-«луна одна, употребление неверное» Вот тут не скажите. Есть такое речевое употребление, когда «очевидно единственное» употребляется во множественном числе. Нюанс тут в том, что это употребление в обиходе носит негативный оттенок. (Пример: «достали уже меня Эти Путины и эти Медведевы, не надо нам Ни Путиных, ни Медведевых» — понятно о чем речь, они одни, а мы их словесно размножили)
Но тут у меня НИ ЗВЁЗД, НИ ЛУН — очевидно умышленное употребление. Это звучит красиво. Тут я, как Вы говорите, МОДЕРНИЗИРОВАЛ язык и это речевое употребление зазвучало по-новому и красиво.
.
ВСЁ ПРАВЕДНО, ТЕМНО — согласен с Вами абсолютно. Всегда знал, что сочетание спорное, что его не поймут и не воспримут то, что я в него закладываю. Это чистая прихоть моя. Объясню. Если поискать — найдете в этих словах переосмысление фундаментальных вещей. У меня «Темнота благословенна». Это такая личная философия, тончайшее ощущение. Я его никому не навязываю, но и это спорное выражение я оставляю таким, какое оно есть. Это замысел автора как личности. Тут Вы должны меня «понять и простить». Мироощущение поэта штука тонкая, но заметьте, передана кратко и точно, просто это нельзя понять. Так что как критик Вы правы, а как поэт должны быть лояльны. За моим стихом — моя личность, ни ваша, ни читателя, а моя. просто она сложная...
.
«Выражение смирения выглядит неубедительно» - тут я не понял что вы имеете ввиду. Многоточие?
.
МАТОВЫЙ ОБМАН — я повесил стих на критику, чтобы мне подсказали как избавиться от этого выражения, не насилуя стих. Проще говоря — предложите чем можно заменить МАТОВЫЙ ОБМАН, чтобы строка рифмовалась с ТУМАН. Туман оставить — это обязательное условие.
.
Насчет КАК БУДТО ВСКРЫТОЙ ВЕНЫ — не соглашусь, Сергей, не обессудьте. Именно КАК БУДТО должно здесь быть, это подчеркивает переносный смысл выражения. Это не такой уж и булыжник, читаемо. КАК ИЗ… ВЕНЫ… — так нельзя сказать, сами рассудите. «А из реки, как из прорвавшей вены, на берег изливается туман». Звучит хорошо, хотя с первого раза мне не удалось прочесть слово«прорвавшей» А теперь раскроем получившийся алогизм. 1.Вены не плотины, их прорвать не может 2. Из вены течет далеко не туман. Хотя… если, действительно, уточнить и добавить кровь... «А из реки, как кровь из вскрытой вены, на берег изливается туман» Тогда логически всё хорошо, (еще подумаю) НО — 1. Я не хочу чтобы в этом таинственно-лиричном стихе звучало слово Кровь, потому что Ключ сравнения именно РЕКА-ВЕНА, а не КРОВЬ-ТУМАН. К тому же КАК КРОВЬ ИЗ ВСКРЫТОЙ — практически скороговорка, тяжко читать, заплетается не только язык, но и мозг. Так что, пусть будет КАК БУДТО. Это читаемо и предраться не к чему, кроме «булыжника», который, повторяю, не так уж и велик. Считаю позволительно.
.
УНОСИТ НОЧЬ БЕСШУМНЫЕ ШАГИ — да, здесь индивидуально. Просто Ваш вариант — несколько странный. Уносить шаги — так не говорят. Я не уношу шаги, но шаги уносят меня. В общем момент сложненький. Вы и правы и не правы, то есть мысь верна, а вариант не верен.
.
СКЛОНЫ-«вызывает всегда горные ассоциации». Не согласен. Для горцев, может быть, но мы — люди равнин. Слово СКЛОНЫ не вызывает ассоциаций, а требует пояснения. Например, как вы говорите, ГОРНЫЕ. Тогда картинка в голове появляется. Но у меня контекст — это и есть пояснение, причем весьма очевидное — понятно, что СКЛОНЫ РЕЧНЫЕ. Но даже РЕЧНЫЕ СКЛОНЫ нельзя назвать берегами, поэтому и синонимического повтора нет. Понимаете, река может быть тоненькой, а склоны её огромными, пологими, уходящими далеко. Склоны — это склоны. Процитирую Википедию. "Берег — это узкая полоса взаимодействия между сушей и водотоком". "Склон — наклонный участок поверхности земли, формирующийся в результате действия рельефообразующих процессов"
.
(И В НЁМ ЛИШЬ) РАСТВОРЯЕТСЯ МОЙ ВЗГЛЯД — Возможно. Но я не вижу улучшения, если честно, при таком варианте.
.
«БОЛЬШЕ лучше зарифмовать с ДОЛЬШЕ» — опять же не вижу смысла. БОЛЬШЕ — с ударной гласной на шипящуюю. МОЖЕТ - с ударной гласной на шипящуюю. При моей длине строки непохожесть слов сглаживается и рифма звучит отлично. Больше-дольше слабая рифма, которая сама себя глушит из-за смысловой и фонетической одинаковости. Таково моё мнение.
.
МОЙ ГОЛОС В ЛИВНЕ ШЕПЧЕТ ЧТО-ТО ЛИСТЬЯМ-частичное повторение… Как бы Да, но оно необходимо, ибо я повторяю все ключевые моменты стиха, подводя итог. Наверно, стоит изменить предложение, чтобы слова не повторялись, но это проблематично.
.
Что такое «Тупиковый переход»? Я не понял.
.
По поводу конкурсов. Голословно, потому что не имеет определяющего значения. У всего, что я говорю, есть цель.
1. Я это сказал, чтобы подчеркнуть важность стиха лично для меня.
2. Я это сказал, чтобы избавиться от подробных критических разборов (тех, кто этого не умеет) и уточнил ЧТО ИМЕННО хочу поменять в стихотворении. Это мое задание участникам на конкурсе.
А то, что лично Вы не верите мне на слово — это ваше личное дело. Критикуйте стихи. Бог с вами, критикуйте критику. Но непредметные высказывания мои — не надо. Перебор. Повторяю — У всего, что я говорю, есть цель. Тут цель не та, которую разглядели Вы.
.
Спасибо за хороший разбор, подарили мне пищу для размышлений.
.
С уважением к Вам и Вашему творчеству.
.
P.S: Предыдущий мой разговор с Вами действительно был подогрет неуместной с вашей стороны критикой стиха, посвященного памяти погибшего летчика.
Предлагаю забыть об этом.
Волшебно.
Спасибо.
Вообще, стих сделан довольно отточено. Оставляет хорошее светло-грустное, но больше всё же светлое настроение. При такой отточенности страдания насчёт «туман-обман», конечно, понятны. Ну, может быть, стоило бы попробовать при желании поискать что-то с рифмой на изъян, бурьян, кальян… хотя именно в данном контексте глаз и слух, мне кажется, «обман» не режет. Спасибо за настрой.